Базовые социальные семья государство религия производство культура: 4 сферы общественной жизни — определение и примеры

Содержание

4 сферы общественной жизни — определение и примеры

​ ​

Покажем, как применять обществознание во всех сферах жизни

Начать учиться

288.4K

Каждый из нас реализуется в разных сферах жизни: учеба, работа, семья. Это значит, что общественная жизнь состоит из определенных сфер деятельности. Расскажем про основные четыре.

Подсистемы общества

Человеческое общество — это сложная система, в которой происходит огромное количество разнообразных процессов.

Для элементов сложноорганизованных систем есть специальное понятие — «подсистема».

Подсистемы — это промежуточные комплексы, которые сложнее элементов, при этом менее сложные, чем сама система. Они образуют определенные группы общественных отношений.

По сути термины «сферы общественной жизни» и «подсистемы общества» равнозначны, их можно использовать для обозначения одного и того же.

Сферы жизни общества — это независимые, но в то же время взаимосвязанные области человеческой деятельности.

Выделяют четыре основные подсистемы или сферы общественной жизни: экономическая, политическая, социальная и духовная. Рассмотрим каждую из них.

Практикующий детский психолог Екатерина Мурашова

Бесплатный курс для современных мам и пап от Екатерины Мурашовой. Запишитесь и участвуйте в розыгрыше 8 уроков

Экономическая сфера общественной жизни

Экономическая сфера — это хозяйственная деятельность страны, общества, семьи и т. д.

Основные элементы экономической сферы:

  • экономические системы;

  • формы собственности;

  • рынки;

  • деньги;

  • бюджет;

  • банки;

  • налоги;

  • безработица;

  • предпринимательская деятельность.

Эта сфера дает возможность получить средства для организации всех остальных сфер общественной жизни, так как производство материальных благ — это один из основных факторов жизнедеятельности человека.

В экономическую сферу жизни общества входят: сельское хозяйство, промышленность, производство, рыночная и банковская системы и т. п.

Поможем закрепить новый материал на онлайн-уроках обществознания.

Политическая сфера общественной жизни

Политическая сфера — это сфера деятельности людей, которая связана с проблемами реализации властных полномочий, безопасности общества, государственного устройства, судебной системы.

Основные части этой сферы: государство, политические партии и организации, законодательство.

Политическая сфера жизни общества обеспечивает мирную жизнь людей, регулирует их совместную деятельность, определяет направление развития.

Бесплатные занятия по английскому с носителем

Занимайтесь по 15 минут в день. Осваивайте английскую грамматику и лексику. Сделайте язык частью жизни.

Социальная сфера общественной жизни

Социальная сфера — это люди, социальные общности и группы, народы, классы и сословия.

У социальной сферы есть две формы:

  • общество в целом, которое включает в себя территорию, национальности, демографические особенности, менталитет.
  • совокупность организаций и учреждений, которые отвечают за благосостояние населения.

Духовная сфера общественной жизни

Духовная сфера — это сфера, которая отражает духовно-нравственную жизнь общества. Ее элементы: культура, наука, религия, мораль, идеология, искусство.

Основная функция духовной сферы — производство и передача новых знаний и ценностей. Благодаря определению ценностей можно понять уровень развития общественного сознания.

При этом общественное сознание — это совокупность действующих факторов и процессов, которые определяют мировоззрение определенной части населения страны, города, социальной группы.

Поэтому общественное сознание — это основной элемент духовной сферы жизни общества. Общественное сознание можно назвать продуктом культуры. Оно включает в себя философскую, политическую, экономическую, нравственную, эстетическую, правовую, религиозную формы сознания, в каждой из которых есть элементы как идеологии, так и психологии.

Таблица элементы сфер общественной жизни + примеры

Название сферы

Отношения, в которые вступают люди в рамках этой сферы

Основные элементы

Учреждения (организации)

Экономическая

Отношения в процессе производства, обмена и потребления.

Отношения по поводу права собственности.

Отношения в процессе предпринимательской деятельности.

Взаимосвязь государства и экономики.

Экономические системы;

производство;

обмен;

распределение;

формы собственности;

рынки;

деньги;

бюджет;

банки;

налоги;

безработица;

предпринимательская деятельность.

Заводы, фирмы, банки, биржи и др.

Политическая

Отношения по поводу власти и управления обществом.

Отношения человека и государства.

Отношения между большими группами населения по вопросам управления, национальных отношений и пр.

Политика;

власть;

государство;

разделение властей;

формы государственной власти;

политические партии;

выборы;

гражданское общество.

Парламент, правительство, партии, общественные организации и др.

Социальная

Взаимоотношения социальных групп между собой (классов, страт, профессиональных и социально-демографических групп, национальных общностей). Порядок и принципы этих взаимоотношений.

Структура общества;

социальные группы;

социальная мобильность и социальные лифты;

национальные отношения; семья.

Системы здравоохранения, социального обеспечения, коммунальные службы и др.

Духовная

Отношения людей, в основе которых лежат духовные ценности (культура, религия, образование, наука, мировоззрение и пр.).

Отношения в процессе создания, распространения и усвоения этих ценностей.

Культура;

искусство;

образование;

наука;

религия;

вера;

мировоззрение;

мораль;

нравственность;

этика;

эстетика.

Школы, вузы, театры, музеи, библиотеки, архивы и др.

Разграничение сфер общественной жизни происходит вследствие определенных потребностей человека:

  • материальные потребности;

  • потребности в общении с другими людьми;

  • потребности в организованности, взаимодействии, дисциплине, мире, в законе и порядке;

  • потребности в самореализации, самоутверждении, в добре, истине и красоте, в нравственном совершенствовании.

Деление на четыре сферы общественной жизни считается условным. Можно назвать и другие: наука, художественно-творческая деятельность, расовые, этнические, национальные отношения. Однако именно эти четыре сферы в рамках школьной программы по обществознанию выделяют как наиболее общие и значимые.

Лидия Казанцева

Автор Skysmart

К предыдущей статье

Виды социальных конфликтов

К следующей статье

Социальный статус

Получите индивидуальный план обучения обществознанию на бесплатном вводном уроке

Премиум

На вводном уроке с методистом

  1. Выявим пробелы в знаниях и дадим советы по обучению

  2. Определим уровень и подберём курс

  3. Расскажем, как 
    проходят занятия

Какие пять примеров основных социальных институтов приведены в тексте? Используя текст и обществоведческие знания, укажите, какую фундаментальную потребность удовлетворяет каждый из них.

Какие пять примеров основных социальных институтов приведены в тексте? Используя текст и обществоведческие знания, укажите, какую фундаментальную потребность удовлетворяет каждый из них.

У каждого человека есть потребности, которые он обязан удовлетворить: физиологические, социальные, духовные. Важнейшие, или фундаментальные, потребности у всех одинаковы, а второстепенные различны. Первые универсальны, то есть присущи всему населению, а стало быть, характеризуют общество в целом.

Учреждения, призванные удовлетворять фундаментальные потребности общества, называются социальными институтами. Семья, производство, религия, образование, государство — фундаментальные институты человеческого общества, возникшие в глубокой древности и существующие по сию пору. В своей зачаточной форме семья, по свидетельству антропологов, появилась 500 тыс. лет назад. С тех пор она постоянно эволюционировала, принимая множество форм и разновидностей: полигамия, полиандрия, моногамия, сожительство, нуклеарная семья, расширенная семья, неполная семья и т.д. Государству 5-6 тысяч лет, столько же образованию, а религия имеет более почтенный возраст. Социальный институт — очень сложное учреждение, и самое главное — реально существующее. Ведь социальную структуру мы получаем, абстрагируясь от чего-то. Да и статус можно представить только мысленно. Конечно, соединить в единое целое всех людей, все учреждения и организации, которые на протяжении веков связаны с одной функцией — семьёй, религией, образованием, государством и производством, — и представить их как один из институтов, тоже непросто. И всё же социальный институт реален.

Во-первых, в каждый данный момент времени один институт представлен совокупностью людей и социальных организаций. Совокупность школ, техникумов, вузов, различных курсов и т.п. плюс министерство образования и весь его аппарат, научно- исследовательские институты, редакции журналов и газет, типографии и многое другое, что связано с педагогикой, составляют социальный институт образования. Во-вторых, основные, или общие институты в свою очередь состоят из множества неосновных, или элитных институтов. Их называют социальными практиками. К примеру, в институт государства входят институт президентства, институт парламентаризма, армия, суд, адвокатур, полиция, прокуратура, институт присяжных и т. д. Так же обстоит дело с религией (институты монашества, крещения, исповеди и т. д.), производством, семьёй, образованием. Совокупность социальных институтов называется социальной системой общества.

Она связана не только с институтами, но также с социальными организациями, социальным взаимодействием, социальными ролями. Одним словом, с тем, что движется, работает, действует.

Итак, сделаем четвёртый вывод: статусы, роли, социальный контроль существуют не сами по себе. Они формируются в процессе удовлетворения фундаментальных потребностей общества.

(А. И. Кравченко)

Нашли ошибку в задании? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.

Общество, культура и социальные институты

Результаты обучения

  • Описать отношения между культурой, обществом и социальными институтами
  • Выявление и определение социальных институтов

Как вы помните из предыдущих модулей, культура описывает общие нормы (или приемлемое поведение) и ценности группы, тогда как s общество описывает группу людей, которые живут в определенной географической области и взаимодействуют с ней. другой и разделяют общую культуру. Например, Соединенные Штаты представляют собой общество, в котором представлено множество культур. Социальные институты — это механизмы или модели социального порядка, ориентированные на удовлетворение социальных потребностей, таких как правительство, экономика, образование, семья, здравоохранение и религия. Некоторые социологические методы сосредоточены на изучении социальных институтов во времени или на сравнении их с социальными институтами в других частях мира. В Соединенных Штатах, например, есть система бесплатного государственного образования, но нет универсальной программы здравоохранения, чего нет во многих других богатых демократических странах. В оставшейся части этого курса мы уделим большое внимание изучению этих конкретных социальных институтов.

Какие правила поведения действуют, когда вы встречаете знакомого в школе, на работе или в продуктовом магазине? Как правило, мы не отступаем, чтобы рассмотреть все тонкости таких нормативных правил. Мы можем просто сказать «Привет!» и спросите: «Как прошли ваши выходные?» или предложите какой-нибудь другой тривиальный вопрос, предназначенный для дружеского приветствия. Мы редко физически обнимаем или даже прикасаемся к человеку, и часто это происходит потому, что в нашей культуре мы рассматриваем это как норму или стандарт приемлемого социального поведения. Только столкнувшись с другой нормой, мы начинаем увидеть культурных различий или даже понять, что это повседневное поведение является частью более крупного процесса социализации. В других культурах отказ от поцелуев и/или объятий может рассматриваться как грубость, но в Соединенных Штатах действуют довольно строгие правила в отношении личного пространства.

Смотреть

Рисунок 1 . Приложения на телефоне — это культурные составляющие общества.

Один из способов понять отношения между обществом и культурой – рассмотреть характеристики телефона. Сам телефон похож на общество, а приложения на телефоне — на культуру:

  • Общество и социальные учреждения = физический телефон/защитный чехол для телефона
    • Телефон имеет осязаемую структуру, так же как общество имеет определенные структуры и институты. Социальные институты подобны аппаратному обеспечению телефона.
  • Культура = программное обеспечение/приложения
    • Приложения и программное обеспечение — это инструкции на телефоне, которые неосязаемы, так же как нематериальная культура обеспечивает правила и информацию, которые заставляют общество функционировать.

Программное обеспечение и приложения на телефоне можно сравнить с культурой. Это элементы, которые придают телефону узнаваемую «личность», точно так же, как культура группы описывает ее убеждения, обычаи и правила жизни. И точно так же, как приложения для телефонов обновляются или изменяются, культура также может меняться с течением времени.

Социальные институты могут быть наиболее заметными, когда они разрушаются. Например, в течение шести дней в январе 2019 года учителя государственных школ в Калифорнии бастовали. Школьный округ Лос-Анджелеса (второй по величине в стране) изо всех сил пытался предоставить замещающих учителей и персонал, чтобы остаться с учениками после того, как 30 000 учителей ушли, требуя меньших размеров классов, большего количества учителей и вспомогательного персонала и повышения на 6,5%. В конце концов они пошли на компромисс с повышением на 6%, увеличением вспомогательного персонала и постепенным сокращением размера класса, но шесть дней вне школы обошлись округу более чем в 125 миллионов долларов. Как крах социальных институтов, подобных этому (общественное образование), влияет на людей? Как это влияет на студентов? Родители? Учителя и администраторы? Как забастовка повлияет на других школьных работников, таких как работники столовой или обслуживающий персонал? Наша система государственного образования отвечает многим сложным потребностям общества, включая обучение и подготовку будущих избирателей и работников, но на более прагматическом уровне она также предоставляет детям место, куда они могут пойти, пока родители работают.

Рассмотрим сложный социальный институт — семью. Когда мы думаем о семье как о социальном институте, мы можем рассмотреть, как менялось определение семьи с течением времени и как это привело к появлению новых формальных норм (т. е. законов штатов и федеральных законов). Семья удовлетворяет различные социальные потребности, в том числе юридические (т. е. право принимать медицинские решения), экономические (т. е. право на наследование) и социальные/эмоциональные. Легализация однополых браков была вопросом, разделившим многие государства, и служит наглядным социологическим примером взаимодействия общества и культуры.

Смотреть

Посмотрите это видео, чтобы увидеть конкретные примеры социальных институтов.

 

Попробуйте

Глоссарий

культура:
общие убеждения, ценности и обычаи
социальные учреждения:
механизмы или модели социального порядка, ориентированные на удовлетворение социальных потребностей, таких как правительство, экономика, образование, семья, здравоохранение и религия
общество:
человека, которые живут в поддающемся определению, часто географически ограниченном сообществе и имеют общую культуру

У вас есть идеи по улучшению этого контента? Мы будем признательны за ваш вклад.

Улучшить эту страницуПодробнее

Определение семейства | Введение в социологию

Результаты обучения

  • Описать семью как социальный институт

Семья является ключевым социальным институтом во всех обществах, что делает ее культурной универсалией. Точно так же ценности и нормы, касающиеся брака, встречаются во всем мире в каждой культуре, поэтому брак и семья являются культурными универсалиями. Статусы (например, жена, муж, партнер, мама, папа, брат, сестра и т. д.) создаются и санкционируются обществом. В то время как брак и семья исторически были тесно связаны в культуре США, поскольку браки создавали новые семьи, их связь становится все более сложной, как показано на вступительной виньетке и в последующих данных о совместном проживании.

Социологов интересует взаимосвязь между институтом брака и институтом семьи, потому что семья является самой основной социальной единицей, на которой строится общество, а также потому, что брак и семья связаны с другими социальными институтами, такими как экономика, правительство , и религия. Итак, что такое семья? F семья  является социально признанной группой (обычно связанной кровью, браком, сожительством или усыновлением), которая формирует эмоциональную связь между своими членами и служит экономической единицей общества. Социологи выделяют различные типы семей в зависимости от того, как человек в них входит. А семья ориентации относится к семье, в которой родился человек. Семья потомства описывает семью, которая формируется в результате брака. Эти различия имеют культурное значение, связанное с вопросами происхождения.

Брак  является юридически признанным общественным договором между двумя людьми, традиционно основанным на сексуальных отношениях и подразумевающим постоянство союза. Брак является культурной универсалией и, как и семья, принимает множество форм. Кто женятся, что брак означает для пары и общества, почему люди женятся (т. церемония) сильно различаются внутри и между обществами. Практикуя культурный релятивизм, мы также должны учитывать вариации, например, требуется ли законный союз (вспомните брак по «общему праву» и его эквиваленты) или могут ли участвовать более двух человек (вспомните полигамию). Другие варианты определения брака могут включать в себя, являются ли супруги разнополыми или одного пола, а также то, как сегодня понимается одно из традиционных ожиданий брака — рождение детей.

Рис. 1. Современное понятие семьи гораздо шире, чем в прошлые десятилетия, о чем свидетельствуют как законы (формальные нормы), так и общественный контроль (как формальный, так и неформальный). (Фото (а) предоставлено Gareth Williams/flickr; фото (b) предоставлено Guillaume Paumier/Wikimedia Commons)

Социологическое понимание того, что представляет собой семья, может быть объяснено парадигмами символического интеракционизма и функционализма. Эти две теории указывают на то, что семьи представляют собой группы, участники которых считают себя членами семьи и действуют соответственно. Другими словами, семьи — это договоренности, в которых люди собираются вместе, чтобы сформировать сильную первичную групповую связь и поддерживать эмоциональные связи друг с другом. Такие семьи могут включать группы близких друзей или товарищей по команде.

Рисунок 2. Динамика семьи значительно изменилась за последние шестьдесят лет, и в семьях с двумя родителями проживает меньше детей.

Кроме того, функционалистская точка зрения рассматривает семьи как группы, выполняющие жизненно важные роли для общества — как внутри (для самой семьи), так и снаружи (для общества в целом). Семьи обеспечивают физическое, эмоциональное и социальное благополучие друг друга. Родители заботятся о детях и социализируют их. В более позднем возрасте взрослые дети часто заботятся о пожилых родителях. В то время как интеракционизм помогает нам понять символический, субъективный опыт и значение принадлежности к «семье», функционализм проливает свет на многие цели семей и их роли в поддержании сбалансированного общества (Парсонс и Бейлс 19). 56).

Различные семейные единицы

Независимо от того, какую форму принимает семья, она представляет собой основную социальную единицу, на которой основано общество, и может отражать другие социальные изменения. Например, гистограмма показывает, насколько изменилась структура семьи за относительно короткий период времени. Какие тенденции вы видите на гистограмме? Какие переменные могут помочь объяснить увеличение числа одиноких родителей между 1960 и 1980 и 2014 годами? Какие переменные могут помочь объяснить уменьшение числа детей, живущих в семьях с двумя родителями/первоначальным браком? Какие теоретические взгляды могут помочь объяснить это явление?

Люди в Соединенных Штатах в целом несколько разделены, когда дело доходит до определения того, что составляет и что не составляет семью. В опросе 2010 г., проведенном профессорами Индианского университета, почти все участники (99,8%) согласились с тем, что муж, жена и дети составляют семью. 92% заявили, что муж и жена без детей все же составляют семью. Число менее традиционных структур снижается: неженатые пары с детьми (83 процента), неженатые пары без детей (39 процентов).0,6%), гей-пары с детьми (64%) и гей-пары без детей (33%) (Powell et al. 2010). Это исследование показало, что дети, как правило, являются ключевым показателем при установлении «семейного» статуса: процент лиц, согласившихся с тем, что неженатые пары и однополые пары составляют семью, почти удвоился, когда к ним добавились дети.

Исследование также показало, что 60 процентов респондентов в США согласились с тем, что если вы считаете себя семьей, то вы и есть семья (концепция, подкрепляющая интеракционистскую точку зрения) (Powell 2010). Правительство, однако, не столь гибко в своем определении «семьи». Бюро переписи населения США определяет семью как «группу из двух или более человек (один из которых является домохозяином), связанных рождением, браком или усыновлением и проживающих вместе» (U.S. Census Bureau 2010). Хотя это структурированное определение можно использовать в качестве средства последовательного отслеживания моделей, связанных с семьей, в течение нескольких лет, оно исключает отдельных лиц, таких как совместно проживающие неженатые пары. Если оставить в стороне законность, социологи утверждают, что общая концепция семьи стала более разнообразной и менее структурированной, чем в прошлые годы. Общество дало больше свободы действий при проектировании семьи, создавая пространство для того, что работает для ее членов (Jayson 2010).

Семья — это действительно субъективное понятие, но достаточно объективный факт, что семья (каким бы ни было ее представление) очень важна для людей в Соединенных Штатах. В опросе 2010 года, проведенном Pew Research Center в Вашингтоне, округ Колумбия, 76 процентов опрошенных взрослых заявили, что семья является «самым важным» элементом их жизни, и только один процент сказал, что это «не важно» (Pew Research Center, 2010). Это также очень важно для общества. Президент Рональд Рейган, в частности, заявил: «Семья всегда была краеугольным камнем американского общества. Наши семьи лелеют, сохраняют и передают каждому последующему поколению ценности, которые мы разделяем и лелеем, ценности, лежащие в основе наших свобод» (Lee 2009). ). Хотя структура семьи могла измениться за последние годы, основы эмоциональной близости и поддержки все еще присутствуют. Большинство респондентов опроса Pew заявили, что их семья сегодня как минимум так же близка (45 процентов) или ближе (40 процентов), как семья, в которой они выросли (Pew Research Center 2010).

Как вы, возможно, видели в главе «Старение и пожилые люди», у разных поколений разные жизненные ситуации и взгляды на старение. То же самое касается жизненных ситуаций с семьей. Исследовательский центр Pew проанализировал жизненную ситуацию 40-летних представителей разных поколений. В этом возрасте миллениалы указали, что 45 процентов из них не жили в собственной семье. Напротив, когда представителям поколения X и бэби-бумерам было около 40 лет (примерно в 2003 и 19 гг.87 соответственно), в среднем 33% из них жили вне семьи (Barroso 2020). Динамика разделения почти 50 на 50 между семьей и не семьей для миллениалов сильно отличается от разделения на две трети / одну треть у бумеров и поколения X.

Данные также показывают, что женщины рожают детей в более позднем возрасте и что мужчины гораздо реже живут в домашнем хозяйстве со своими собственными детьми. В 2019 году 32 процента мужчин-миллениалов жили в домашнем хозяйстве со своими детьми по сравнению с 41 процентом мужчин поколения X в 2003 году и 44 процентами мужчин-бумеров в 1919 году.87 (Баррозу, 2020 г.). Опять же, значительное снижение роли родителей, вероятно, влияет на отношение к семье.

Первые семьи

Рисунок 2. Первые семьи. (а) Президент Трамп с женой Меланией и пятью детьми. (b) Президент Обама с женой Мишель и детьми Малией и Сашей.

 

Когда политический кандидат баллотируется на пост в Соединенных Штатах, большое внимание уделяется семье кандидата, поскольку считается, что это является отражением кандидата и ценностей кандидата.

Когда бывший президент США Барак Обама баллотировался на пост президента, многие подвергали сомнению его кенийское происхождение по линии отца, а также его воспитание на Гавайях и в Индонезии, где его мать занималась антропологической работой. Его родители разошлись, когда он был маленьким, и его воспитывала белая мать. Мишель Обама, родом из южной части Чикаго, получила образование в Принстоне и Гарварде, затем занимала престижную должность в Чикагском университете, который она покинула после избрания ее мужа. Бывшая первая пара поженилась в 1992 года и двое детей, родившихся в 1998 и 2001 годах.

Президент Дональд Трамп вырос в Нью-Йорке (в Квинсе) в семье Фреда, застройщика, и Мэри Энн Трамп. Он был женат и дважды развелся, и у него было четверо детей (трое от Иваны Трамп и один от Марлы Мейплс), прежде чем жениться на нынешней первой леди Мелании Трамп, от которой у него есть пятый ребенок, Бэррон Трамп. И Ивана, и Мелания были моделями и обе родились в Восточной Европе (Чехословакия и Словения соответственно). Три брака и пятеро детей делают Первую семью совершенно уникальной в истории президентства США.

Подумай об этом

  • Подумайте о составе семьи (т. е. составе) с 1960 по 2014 год, используя гистограмму выше.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *