Российкая полярная станция Барнео: экспедиция на Северный полюс
Олег АДАМОВИЧ
Арктика:
минус 40 градусов в тени
Корреспондент «КП» отправился с экспедицией
на Северный полюс
МАРШРУТ ВОЕННОЙ ЭКСПЕДИЦИИ
НА СЕВЕРНЫЙ ПОЛЮС
В Арктике расписаний нет
В АН-72 (единственный в мире cамолет, который может сесть с большим грузом на льдину) через здоровенный люк в хвосте затаскивают вещи. Пока лыжники-физкультурники в красных куртках пакуют свои рюкзаки, летчики выносят съемные перегородки из салона. Весь груз в багажник не поместился – пришлось избавиться от лишних стенок.
Сидеть в самолете без окон непривычно. Зато между креслами места почти столько же, сколько в бизнес-классе. Хоть ногу на ногу закидывай.
Взлетели.
В прошлом году одна группа две недели просидела на Шпицбергене, ожидая отправки на Северный полюс. Кончилось тем, что экспедицию пришлось отменить — ледовая станция так и не дала согласие на посадку самолета.
Станция Русского географического общества «Барнео» — единственный в мире поселок, расположенный на гигантской льдине. Он дрейфует в нескольких километрах от земной оси.Десяток больших синих палаток, в которых живут покорители Арктики, стоят на заснеженном поле. Белизна тянется от горизонта до горизонта. Под полутораметровым слоем льда больше четырех километров воды.
Год на «Барнео» длится чуть больше месяца – с середины марта, когда начинается полярный день, до конца апреля, когда льды принимаются трескаться и таять. Здесь живут туристы, ученые-полярники и военные.
— Быстро выносим вещи! — громко скомандовал Бинюков. Салон начал стремительно остывать – пилоты открыли задний грузовой люк.
Впервые выйдя на арктический мороз, ощущение, будто получаешь крепкий удар по лицу. А пожалуй, «двоечку». Кожа моментально начинает гореть, глаза слезятся, слезы замерзают, ресницы покрываются коркой льда. Резиновые галоши тут же замерзли и при первых же шагах, с треском, как от ломающегося пенопласта, свалились с валенок. Вижу, что большинство полярников свои галоши к обуви приматывает скотчем – учту на будущее.
Сохраняем белизну
Нашу экспедицию разместили в двух просторных палатках с металлическими каркасами и фанерными дверями. Военные заселились в одну, я и ученые – в другую.
Отапливает жилье большая бензиновая печка. Она круглые сутки по трубам закачивает в помещение горячий воздух. Опытные полярники говорят, это не самый экономичный способ. Зато даже в одних трусах жарко.

Ну и экология, «сохранение белизны», здесь говорят. Лед и снег после закрытия «Барнео» должны по возможности остаться такими же чистыми, какими и были.
Курс выживания
Лыжный поход на Северный Полюс организовал Экспедиционный центр Минобороны. Он был создан в июле 2016 года по приказу министра Шойгу. Это путешествие – первая серьезная зимняя поездка.— Нам фактически приходится открывать Россию заново, — рассказал начальник центра Евгений Бинюков. — Экспедиции направляются в такие места, где мало кто бывает. При этом мы не просто забираемся в дикие углы, а раскапываем забытые истории.
Прошлым летом Центр посетил остров Большой Тютерс в Балтийском море. Там с войны сохранились брошенные зенитные позиции немцев. Пушки, снаряды, пулеметные гнезда десятилетиями стояли под открытым небом.
Об этом заброшенном арсенале никто не знал. Военные разминировали остров и вместе с РГО очистили его от залежей металла.
А пока цель – полюс.
— Нам нужно опробовать новые лекарства от обморожения и научиться использовать коптер для ледовой разведки, — рассказал мне руководитель Военного института физической культуры генерал-майор Алексей Обвинцев. Это он поведет меня и остальных лыжников. — Курсанты получат опыт выживания в условиях экстремального холода. Они потом будут в арктических частях нарасхват. Научим их ставить палатки, готовить еду, греться на арктическом морозе.
Не годен
Перед тем как двинуться к полюсу, мы несколько дней нарезаем круги вокруг лагеря, подбирая правильную одежду. Лыжник в снаряжении не должен потеть – стоит вещам намокнуть, и быть беде. Влага замерзает мгновенно. Отсыревшие ботинки, носки, варежки покрываются ледяной коркой.
Военные физкультурники бодро бегут на лыжах по твердому арктическому снегу. Я же, пыхтя, как уставший грузчик, плетусь где-то в конце. Три недели занятий в спортзале перед путешествием помогают не сильно.
В поход взяли лучших курсантов, а мне предложили присоединиться буквально за пару дней до вылета. Я польщен, но в голове крутится тревожная мысль, что лыжный переход мне не осилить.
Какой-нибудь таежный охотник сейчас может сказать, что он и не в таком хаживал по заснеженным просторам. И валенок подходит к лыжам не хуже оленьих унт, в которых ездят все эскимосы. Но тайга – курорт по сравнению с полюсом.
— Никуда не годится, — вынес приговор генерал Обвинцев.
Вот так, еще не начавшись, для меня закончился героический лыжный поход. Придется ждать возвращение экспедиции в компании ученых на ледовой станции.
Да и на самом Северном полюсе мне не бывать. «Барнео» дрейфует в нескольких десятках километров от него. Для утешения я поставил у палатки столб, обозначающий земную ось, и сфотографировался с ним на пару.
Зачем на севере ученые?
На соседней койке живет доцент Московского технологического университета Алексей Романов. Ученый вовсю щеголяет фирменными спортивными шмотками.Он тоже с лыжниками не пошел. Его задача – обеспечить экспедицию энергией.
— Курсанты с собой несут солнечную батарею, — рассказал Романов. — От нее заряжают навигаторы и спутниковые телефоны. Но это не самое интересное. Мы посмотрим, как панели запитают батареи беспилотника. Экспедиция при помощи коптера проводит ледовую разведку – так можно заранее обойти опасные места.
Лыжники в Арктике не носят рюкзаки. Весь скарб укладывается в сани, которые люди тянут за собой. Как бурлаки. Поверх скарба ученые привязали солнечную батарею – так она накапливает энергию весь день.
Коптер для экспедиции привез Евгений Конаныхин из компании «Скс-аэропланы». Будет исследовать, как он управляется в условиях полюса.
— Обычно коптеры определяют свое положение по спутникам и магнитным полям, — рассказал Евгений, — Но в Арктике магнитная обстановка уникальна – поля идут не горизонтально, а почти вертикально. Электронные мозги буквально сходят с ума. Изучив поведение беспилотника, мы потом сможем изменить прошивку. Аппараты смогут летать на Крайнем Севере в автоматическом режиме, не сбиваясь с курса.
Беспилотник с камерой в тех условиях – великая вещь. Обычно проходы в широких трещинах или высоких торосах ищут разведчики. Но имея воздушный дозор, можно сразу проложить оптимальный маршрут.
Чем заняться в Арктике
Делать на дрейфующей станции особенно нечего. Свободно гулять по окрестностям нельзя – можно ненароком встретить белого медведя или провалиться под лед. Даже снеговика не слепишь. Снег на льдине настолько плотен, что его надо долбить ломом.
Мой электронный book от мороза сдох через пару дней после прилета. Остался лишь учебник по литературному редактированию: очень своевременная книга.
Так у нас завязалась дружба народов. Оказалось, что музыканты очень хорошо к нам относятся. Барабанщик Андреас даже спел гимн России! Не ожидал от европейцев таких теплых чувств к стране, которая как бы угнетает геев, грозит миру ракетами и подтасовывает американские выборы.
И ведь норвежцам никто не платил за исполнение нашего гимна. Они вообще добрались сюда на свои, а концерты давали бесплатно.
Дошли!
Лыжная экспедиция вернулись через семь дней. Людей с полюса забрал вертолет. Посмотрев на обмороженные носы и щеки курсантов, я малодушно порадовался своему сидению на базе. Иначе, как пить дать, не избежать бы и мне такого же.
— Мы сделали для себя важные выводы, — рассказал Обвинцев. — Есть замечания к одежде. Не все вещи выбраны правильно, в обуви не было нужной вентиляции – надо будет поменять снаряжение. Зато лекарства от ожогов холодом показали себя отлично. Правда, их нужно носить на теле, иначе состав начинает замерзать.
Группа прошла больше 100 километров. Лыжникам приходилось идти против дрейфа льдины — она каждый день удалялась от полюса на пять километров. Как по беговой дорожке в фитнес-клубе.
— На остановках мы пили специальные витаминные растворы, — рассказывает курсант Максим Дмитриев. С его лицом все в порядке, ради эксперимента он заклеивал открытые участки спортивной клейкой лентой. — Хорошая штука. Поддерживает организм и помогает быстрее приспособиться к холоду. Раньше таких средств не было.
Закончился наш поход торжественным мерпритием. Военный самолет привез на «Барнео» мальчика Никиту. Парня со всеми полагающимися атрибутами – флагами, караулом и генералом — приняли в юнармейцы. Это движение было создано в 2015 году по инициативе Сергея Шойгу. Главная его задача: правильное воспитание молодежи.
Экспедиционный центр Минобороны, кстати, этим тоже занимается. Школьники будут участвовать в вылазках на дальние острова. Познакомиться с природой страны, узнают новое об истории войны, помогут с поиском останков наших солдат.
Как строят дрейфующую станцию
В середине марта с Новой Земли в сторону полюса вылетают два вертолета МИ-8. Машины идут до упора, на сколько хватит горючего. Когда топливо заканчивается, люди садятся на лед. Эта точка называется «Жалюзи-1».Дальше вертолетчикам с военного транспортного самолета на парашюте сбрасывают бочки с керосином и команду полярников (обычно не больше 9-10 человек) для помощи. Технику заправляют, и пилоты отправляются дальше.
В радиусе 500-600 километров обычно находят льдину, на которой можно оборудовать взлетную полосу и поставить палатки. Эта точка называется «Жалюзи-2».
Группу полярников на вертолетах перевозят туда. Им с армейского самолета ИЛ-76 сбрасывают (опять на парашютах) тракторы, бензопилы, буры – все, что необходимо для выравнивания льда. За раз на льдину доставляют больше 30 тонн груза.
Десант готовит место для посадки самолета. И когда полоса готова, все остальное, что нужно для «Барнео», привозят на АН-72. Этот самолет может уже нормально сесть – не надо связываться с парашютами.
Текст, фото и видео: Олег АДАМОВИЧ
Верстка: Наталья ТАРАСОВА, Наиль ВАЛИУЛИН
ААНИИ и компания «Барнео» заключили соглашение о совместной деятельности в Арктике
всеволод зиминСтрана и мир 23 июня 2023
Арктический и Антарктический институт (ААНИИ) и компания «Барнео», обеспечивающая проведение одноименной арктической экспедиции Русского географического общества, заключили на ПМЭФ-2023 соглашение о совместной деятельности в Арктике.
ФОТО: Pixabay
Партнеры намечают проводить там экспедиции, развивать инфраструктуру ледовой дрейфующей станции «Барнео», а также исследовательских объектов на острове Большевик (архипелаг Северная Земля) и у поселка Хатанга на севере Красноярского края. Они будут сотрудничать также, совместно решая задачи по перевозке и хранению оборудования, необходимого для проведения экспедиций на Северный полюс.
Весной этого года специалисты «Барнео» провели рекогносцировку для своего научно-туристического ледового лагеря в Северном Ледовитом океане (дрейфующая станция «Барнео» расположена на льдине, которую подобрали специалисты ААНИИ). Теперь маршрут от большой земли до базы этого лагеря проходит исключительно по территории России: Хатанга — мыс Баранова (остров Большевик) — ледовый лагерь — Северный полюс и обратно
А в апреле 2023‑го эта компания помогла полярникам из ААНИИ провести первую ротацию участников экспедиции «Северный полюс-41». Команда «Барнео» подготовила рядом со своей базой взлетно-посадочную полосу для посадки самолета, который невозможно было посадить недалеко от дрейфующей станции.
На базе «Барнео», которую ежемесячно посещают около 250 туристов из разных стран мира (в этом лагере — 12 отапливаемых жилых модулей, две кают-компании и несколько технических помещений), действует ледовый аэродром, принимающий регулярные рейсы Ан-74, где базируются два вертолета Ми-8.
#Арктика #сотрудничество #ААНИИ
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 113 (7442) от 23.06.2023 под заголовком «Из Хатанги — на Северный полюс».
Материалы рубрики
13 июля, 11:49
В Петербурге обсудили торгово-экономическое сотрудничество с китайским Харбином
10 июля, 16:54
ШОС набирает обороты. Что обсудили лидеры стран — членов Шанхайской организации сотрудничества на своем ежегодном саммите
10 июля, 11:53
В 2024 году Петербург планирует культурно-деловую миссию в иранский город-побратим Исфаган
07 июля, 13:27
Каскадное расширение.

05 июля, 12:14
Компания «Атомфлот» заинтересована в продукции петербургских предприятий
Комментарии
Полярные экспедиции Icetrek | Ледовый лагерь «Барнео»
Ледовый лагерь «Барнео» — это уникальная дрейфующая станция, принадлежащая Швейцарии и управляемая Россией, в замерзшем Северном Ледовитом океане недалеко от Северного полюса. Благодаря встроенной ледовой взлетно-посадочной полосе «Барнео» обслуживает воздушный туризм, который работает из Лонгйира на Шпицбергене (Норвегия).
Установка лагеря
Барнео — это сезонный лагерь, который ежегодно создается в конце марта только благодаря очень сложной и технической серии логистики, включающей полеты Ил-76, Ан-74 и Ми-8 из Москвы, Сибири и Шпицбергена, десантирование парашютистов и парашютистов, специалистов-консультантов и наблюдателей и временные лагеря в Северном Ледовитом океане. После подготовки взлетно-посадочной полосы с помощью тягачей, сбрасываемых на лед, технические самолеты Ан-74 доставляют инфраструктуру лагеря, и «Барнео» обычно открывает свои двери для первого пассажирского рейса примерно 4 апреля9.0005
Рейсы
Ан-74 летает из Лонгйира на Шпицбергене, Норвегия, примерно три раза в неделю, перевозя пассажиров на 2,5-часовой перелет через Северный Ледовитый океан на Барнео. Пассажиры — в основном туристы, посещающие Северный полюс, но также включают в себя управляемые и частные лыжные экспедиции, ученых и СМИ. Вертолеты Ми-8 регулярно летают между Барнео и Северным полюсом, а также доставляют ученых к местам их работы.
Помещения
Удобства лагеря включают отапливаемые жилые палатки с удобными постельными принадлежностями, большую столовую-палатку и кухню, в которой регулярно подают горячее питание, круглосуточный чай, кофе и закуски, а также сувенирный магазин с уникальными памятными вещами Барнео, Арктики и Северного полюса. В лагере на сезон проживает врач-травматолог, а также специалисты многих специальностей — летчики, механики, инженеры, синоптики и наблюдатели, связисты, гостевые службы, генеральный штаб и исследователи.
Барнео предлагает базовые удобства для любителей приключений. Если вы путешественник, который ищет роскошь и удобство, вам, вероятно, следует выбрать круиз, а не самолет. Барнео не предлагает душ или ванные комнаты, Wi-Fi или ресторан с меню или алкоголем, однако предлагает питание для устройств и может предложить частное размещение за дополнительную плату.
Персонал
Барнео и ледовая взлетно-посадочная полоса требуют серьезного ремонта, и можно увидеть большой резервный российский персонал, курсирующий между палатками, рулежными дорожками и топливными складами. Они делают жизнь в лагере комфортной, и многие из них демонстрируют свои художественные и музыкальные способности в резьбе по льду и мини-концертах.
Опасности
Белые медведи, экстремальный холод, тонкий лед, большие транспортные средства, вращающиеся лопасти винта — Северный Ледовитый океан является опасным местом. Вы обязаны следовать всем инструкциям и не выходить за пределы взлетно-посадочной полосы или периметра Барнео. Если сомневаетесь, спросите у сотрудника. У вас будет достаточно времени, чтобы исследовать и познакомиться с арктическими льдами, но сделать это, не ставя под угрозу безопасность себя или других.
Конец сезона
В конце апреля начинает действовать потепление. Лед начинает таять и ослабевать, предвещая конец короткого, но приятного сезона на Барнео. Примерно 24 апреля прибывает последний пассажирский рейс, чтобы забрать последних посетителей, после чего лагерь демонтируют и отправляют обратно в Лонгйир, где он хранится до следующего года. Быть частью этого уникального опыта — значит видеть страсть в действии. Требуется особая любовь к Арктике, чтобы оправдать усилия, необходимые для эксплуатации ледового лагеря «Барнео».
Присоединяйтесь к путешествию и испытайте Барнео на себе
У арктических авантюристов проблемы с Россией
Технологии
Из-за войны очень трудно построить плавучий ледовый лагерь.
Автор Alina Simone Barneo AG
Сохраненные истории
В ближайшие несколько недель Джефф Гласбреннер, 49-летний инвалид и отец двоих детей, наденет страховочную привязь — «вроде как рюкзак без рюкзака» — и начал таскать 20-фунтовую шину внедорожника по своему району недалеко от Литл-Рока, штат Арканзас. Он будет таскать свою шину от двух до 10 часов в день, используя плейлист Counting Crows и Goo Goo Dolls; потом, через несколько недель, начнет таскать две шины, а позже и три. Это ошеломляюще скучное и сложное предприятие призвано в некотором роде имитировать акт буксировки саней по неровной поверхности Северного полюса.
Гласбреннер, трехкратный участник Паралимпийских игр, надеется совершить поездку в апреле 2023 года, которая станет кульминацией его долгой авантюристической карьеры и еще больше бросит вызов предубеждениям людей об инвалидности. Но самым тяжелым испытанием его выносливости до сих пор было ожидание. Грядущая зима, полная перетаскивания шин, станет пятой для Гласбреннера; в предыдущие годы ему пришлось отказаться от своих планов достичь полюса из-за COVID или из-за запутанного спора с участием пилотов арктических самолетов. «Все время ты такой: «Хорошо, это произойдет, это произойдет», — сказал он мне. — А потом, знаете, так не бывает.
Правда в том, что это может не произойти ни в этом году, ни в следующем, ни через год. На самом деле, само будущее приключений на одном из величайших природных полигонов человечества сейчас под вопросом. Хотя туристы, желающие чокнуться бокалами шампанского на Северном полюсе, все еще могут занять место на атомном ледоколе летом, современные искатели приключений, надеющиеся провести много времени на льду, должны пройти через Барнео, временный лагерь, построенный на дрейфующей льдине в Северном Ледовитом океане. Но этот лагерь уже полдесятилетия не может функционировать, и его будущее неопределенно. Для Гласбреннера, как и для сотен других, которые пытаются совершить это путешествие каждый год в начале апреля, край Земли никогда не казался таким далеким.
Глобальное потепление — одна из проблем: Арктика нагревается в четыре раза быстрее, чем в среднем по миру, поэтому большие льдины более уязвимы к разрушению. В 2018 году «Барнео» просуществовал всего 12 дней, прежде чем трещины во льду заставили его закрыться. Но самые насущные проблемы на данный момент — политические. Само существование лагеря является свидетельством российских технологий и опыта, сказал мне Франческо Аннибали, генеральный директор Barneo, и санкции против России, наряду с другими волновыми последствиями войны на Украине, не позволили ему сформироваться. В марте этого года Аннибали пришлось отменить полярный сезон четвертый год подряд, отчасти из-за запрета на полеты российских самолетов в воздушном пространстве Норвегии, который был введен через несколько дней после начала войны. Аннибали делает все возможное, чтобы дерусифицировать операцию — теперь, например, он арендует транспортный самолет советских времен в Казахстане вместо России, — но этого может быть недостаточно. Несмотря на эти усилия, статус сезона 2023 года неясен.
«Барнео» существует как коммерческое туристическое предприятие уже более 20 лет, но в его основе лежит наследие советских научных дрейфовых лагерей за Полярным кругом, существовавшее еще во времена Сталина. Советы запустили первый лагерь «Северный полюс-1» в 1937 году и продолжали эту практику в течение десятилетий после этого; ученые иногда проводили более года на плаву в Северном Ледовитом океане. Русские превратили создание плавучих ледовых лагерей в отдельную науку, разработали узкоспециализированное оборудование. Во-первых, с воздуха необходимо определить подходящую твердую льдину; затем пилоты на Ил-76 — военно-транспортном самолете советских времен, созданном для арктических погодных условий — спустят на движущийся лед 50 тонн оборудования, в том числе два гибридных тягача-бульдозера; наконец, команда логистики из 20 человек проводит пять дней на льдине, строя взлетно-посадочную полосу для самолета, миниатюрный палаточный городок и кухню. Все это происходит в условиях сильного дефицита времени: Барнео может существовать около трех недель в апреле, короткий период сразу после весеннего равноденствия, когда рассеялась 24-часовая полярная тьма, но лед все еще достаточно крепок, чтобы выдержать команду спортсменов и их 120-фунтовые сани.
Лагерь находился в руках русских до 2018 года, когда Фредерик Паульсен, шведский фармацевтический миллиардер, чьи эзотерические интересы включают полярные исследования, купил его у вдовы основателя «Барнео» Александра Орлова. С тех пор ледовый лагерь так и не был реализован ни разу. Полярный сезон 2019 года был отменен, когда украинские пилоты, нанятые для доставки клиентов «Барнео» на полюс, либо отказались работать, либо им запретили сотрудничать с россиянами, ответственными за строительство лагеря и управление им. (Гласбреннер был среди сотен авантюристов со всего мира, уже собравшихся в северно-норвежском городе Лонгйир, когда сезон был отменен.) В 2020 и 2021 годах из-за строгих ограничений на въезд в Норвегию из-за пандемии Барнео оставался закрытым. Затем пришла война.
Чтобы лагерь заработал в 2023 году, Барнео должен соблюдать растущий список ограничений на деловые отношения с русскими. «Они признаны во всем мире лучшими в десантировании в удаленных районах», — сказал мне Аннибали, когда мы разговаривали по видеосвязи в прошлом месяце. Иногда возможны обходные пути: когда компания поняла, что ей необходимо заменить туалет на своем Антонове АН-74 — транспортном самолете советской эпохи, созданном для работы в арктических условиях, — ей удалось найти его у коллекционера в Соединенных Штатах. Но другие проблемы не так легко решить, сказал Аннибали. «Иногда есть только одна компания, доступная для определенных видов работ, и у вас действительно нет выбора».
Необходимость отделиться от России вызвала космическую гонку в миниатюре; новые владельцы компании изо всех сил пытаются наверстать упущенное в одной из немногих оставшихся сфер, где русские все еще могут претендовать на глобальное господство. «Барнео» хотело бы заменить свои российские вертолеты МИ-8 американскими «Чинуками» и надеется обменять свой Антонов АН-74 на Airbus C стоимостью 26 миллионов долларов. Однако даже если Аннибали сможет отказаться от использования российского оборудования, он все еще может быть обязан российским десантникам, которые на данный момент обладают уникальными способностями к строительству плавучей ледовой базы. Чтобы решить эту проблему, он искал место между Финляндией и Швецией, где, по его словам, ледовые условия очень похожи на ледовые условия на Северном полюсе, и где он мог бы создать тренировочный лагерь для десантников, строящих плавучие ледовые базы, которые не являются русскими.
Даже название лагеря — ироничная русская транслитерация Борнео , тропический остров в Индонезии — придется заменить. «Последним штрихом станет название, брендинг», — сказал Аннибали. «Иначе, как только вы говорите «Барнео», это: «О, русский лагерь!» Черт возьми, это же Северный полюс. Это не русский. Это не шведский. Это международное. Он принадлежит всем нам».
Если Северный полюс принадлежит нам, то мы несем ответственность за его доступность даже перед лицом глобальной политики и глобального потепления.