Балаклава музей подводных лодок: Правила посещения — Балаклавский подземный музейный комплекс

В музее Балаклавы посетители увидят подлодку С-49 со дна дока

Свежий номер

РГ-Неделя

Родина

Тематические приложения

Союз

Свежий номер

Культура

18.05.2022 18:55

Поделиться

Юлия Крымова (Севастополь)

В Балаклавском подземном музейном комплексе в Севастполе открыли туристический маршрут по дну сухого дока, в котором установлена подводная лодка С-49 проекта 633РВ. Посетители также могут увидеть новый экспозиционный зал с макетом подлодки в разрезе.

Первыми экскурсию под килем подлодки посетили ветераны-подводники и бывшие работники балаклавского судоремонтного завода «Металлист». Силами этого предприятия в советские годы выполнялся ремонт подводных лодок на секретном подземном объекте 825-ГТС.

— Сухой док уникален тем, что построен под землей, в скале, имеющей большую прочность, — рассказала «РГ» замдиректора музея Светлана Миненко. — Порода не поддавалась отбойному молотку, поэтому строили направленными взрывами. Сначала пробили пешеходные пути на уровне моря, затем закрыли вход и выход железобетонными перегородками и начали выработку канала и дока на глубину восьми метров ниже уровня моря. Палуба дока опирается на прочную породу, он не подвержен усадке из-за эрозии почвы. На док не влияют внешние природные факторы — ветер, шторм, морозы, лодки можно ремонтировать в любое время года.

Сухой док длиной 102 метра, шириной 10 метров и глубиной восемь метров 30 лет был затоплен водой. Металлическое оборудование дока проржавело, но водолазам удалось восстановить малый батопорт, что позволило закрыть док и откачать из него воду. На палубу установили бетонные кильблоки, и в конце 2021 года в док завели главный экспонат музея — подлодку С-49. Кстати, теперь в экскурсию добавили описание тех элементов субмарины, которые видит посетитель, спускаясь в док.

Кроме этого, для посетителей впервые открыли помещения спеццеха завода «Металлист». Здесь можно узнать историю 14-й дивизии подводных лодок Черноморского флота, которая базировалась в Севастополе, Балаклаве, Феодосии и Одессе, увидеть оборудование советских глубоководных аппаратов, работавших на глубине до 2000 метров, а также заглянуть внутрь отсеков подлодки, воссозданных в виде макета.

— Это собирательный образ средней дизель-электрической подводной лодки Черноморского флота 1980-х годов, — рассказала «РГ» сотрудник музея Светлана Панкова. — Представлены четыре отсека, пусковые торпедные системы, штурманское оборудование, радиопередатчики и другие подлинные приборы, которые были демонтированы с подводных лодок и надводных кораблей и хранились в фондах музея.

Экспозиция готовилась при участии последнего командира С-49 Сергея Трифонова, который сейчас работает в музее.

Директор Балаклавского подземного музейного комплекса Павел Плеханов сообщил журналистам, что планируются экскурсии и внутри подлодки С-49, однако подготовка к ним займет около пяти лет.

Музей также работает над созданием экспозиции, посвященной ремонту подводных лодок. Она разместится в помещениях спеццеха завода «Металлист», которые сегодня задействованы лишь на четверть. Для этого потребуется выкупить подлинные заводские станки, которые выставлены на продажу для разделки на металл.

Поделиться

Музеи и памятникиИсторияСевастопольКрымВ регионахОтдых и туризм в РоссииРГ-Фото

Подземный музей в Балаклаве (2021) — Красный квадрат

Звуковое оформление и мультимедийные экраны. Балаклавский подземный музейный комплекс стал интерактивным. 3D-модели показывают конструкторские особенности фортификационных сооружений, а световые инсталляции помогают почувствовать скорость распространения ударной волны.

В «Зоне безопасности» — дозиметр радиации и герметичная дверь с механизмом движения. «Объект 825» должен был выдержать прямой ядерный удар мощностью до 100 килотонн. Это сравнимо с мощностью взрыва сразу пяти «Малышей», сброшенных американскими бомбардировщиками на японскую Хиросиму.

В случае угрозы в убежище могли укрыться 7 средних или 10 малых субмарин, а также больше тысячи человек. Строительство базы для подлодок начали в 1954 году. Тоннели прокладывали с помощью взрывов направленного действия, потому что горная порода очень прочная. Благодаря природному ландшафту, с моря Балаклавская бухта не просматривается, условия для швартовки здесь отличные. В обычное время «объект 825» работал, как база ремонта и обслуживания подлодок. Субмарина ночью заходила в канал со стороны бухты и выходила на дежурство с запасом топлива, кислорода, боеприпасов.

«Это электрические, парогазовые торпеды, мины. Раньше у нас стояли просто корпуса, честно скажу. А вот это уже действительно оружие, естественно, оно учебное, но в разрезе люди могут увидеть торпеды изнутри», — рассказывает Юрий Тарариев, директор Военно-исторического музея фортификационных сооружений.

Для посетителей открыли помещение, где хранились снаряженные торпеды для подачи на корабли. Его восстанавливали по воспоминаниям ветеранов. Появились и новые экспозиции, макеты советских подводных лодок и кораблей-носителей ядерного оружия. Самую сложную часть работ посетители вряд ли заметят. Более 300 строителей круглосуточно укрепляли патерны.

«Здесь залито 1200 кубов бетона, и, скажем так, десятую часть мы перевезли это все вручную на тачках. Потому что такие труднодоступные места, техника просто туда не заезжала даже малогабаритная», — вспоминает Евгений Кузьмин, представитель подрядной организации по ремонту и восстановлению Балаклавского подземного музейного комплекса.

В торжественном открытии музея после реконструкции принял участие замминистра обороны России Тимур Иванов. Он анонсировал вторую очередь работ.

«Будет отбуксирована подводная лодка, которая станет живым макетом, который можно будет посещать, то есть это будет полная музеефикация. Сейчас к работам приступает Севастопольский морской завод, который является держателем всей проектной документации», — отметил Тимур Иванов, заместитель министра обороны Российской Федерации.

«Вот подход здесь такой, чтобы, с одной стороны, сохранить максимальную аутентичность этого объекта, а с другой стороны, максимально современному зрителю показать, о чем этот проект, о его уникальности», — заявил Михаил Развожаев, губернатор г. Севастополя.

Об истории объекта теперь рассказывают не только экскурсоводы, но и аудиогиды. Еще год назад, чтобы купить билеты, сотни человек выстраивалась в очередь с шести утра. В день музей по техническим причинам могли посетить не больше тысячи гостей. Сейчас пропускная способность увеличилась как минимум в три раза.

Военно-морской музейный комплекс Балаклава: заброшенная база советских подводных лодок

Gravereviewer Оставить комментарий

Военно-морской музейный комплекс Балаклава
Автор: JEH
Под редакцией: Grave Reviews Staff

Военно-морской музейный комплекс Балаклава был сверхсекретным военным объект во время холодной войны, расположенный в Балаклавской бухте, Крым. Первоначально называвшаяся «Объект 825 ГТС», подземная база подводных лодок использовалась СССР в качестве базы технического обслуживания или ремонта советского Черноморского флота. В настоящее время база подводных лодок служит музеем Крымской войны.

История объекта 825 ГТС

Через некоторое время после Второй мировой войны СССР и США, обладающие мощным ядерным оружием, угрожали друг другу упреждающими ударами и ответными ударами. Так стартовал проект по созданию места, где СССР мог бы разместить подводные лодки для ответного ядерного удара.

Они выбрали Балаклаву как лучшее место для секретного проекта, потому что район не был виден из открытого моря. Балаклава уже веками использовалась как действующий военный порт, а в 1950-х годах место стало домом для Объекта 825 ГТС. Военный объект предназначался для размещения, ремонта и обслуживания подводных лодок проектов 613 и 633. Однако место было рассчитано на размещение до 14 подводных лодок в случае необходимости.

Строительство подземной базы длилось восемь лет, с 1953 по 1961 год. Для завершения строительства с горы Таврос было вывезено около 120 тысяч тонн горных пород. Чтобы гарантировать, что операция оставалась совершенно секретной, они перевозили материалы ночью.

Военная база считалась практически неразрушимой, так как была построена так, чтобы выдержать прямое попадание ядерной бомбы мощностью до 100 килотонн. Для сравнения, он может выдержать бомбу в пять раз мощнее, чем бомба, сброшенная на Хиросиму.

На случай ядерной атаки 1500 военнослужащих базы, а также жителей Балаклавы хватило запасов еды, воды, электричества и вентиляции на 30 дней.

Судьба объекта 824 ГТС после распада СССР

В 1993 году начался процесс вывода из эксплуатации, и удаление подводных лодок с базы продолжалось до 1996 года. Забытая и неохраняемая база часто подвергалась разграблению, при этом большая часть металлических конструкций была разграблена.

Делимся своей историей

В 2000 году Российская Федерация подарила заброшенную базу ВМС Украины. Он оставался в упадке до 2003 года, когда Севастопольская «Морская комиссия» предложила строительство музея.

База переименована в Военно-морской музейный комплекс «Балаклава» и открыта для посетителей 1 июня 2003 года. В музее есть тематические выставочные залы, стоящая у подземного пирса подводная лодка, туристический центр, кинозал, подземный мемориал. посвященный погибшим подводникам.

Как посетить военно-морскую базу

Музей расположен по адресу: улица Таврическая набережная, дом 22, Балаклавский район, Севастополь, Крым. Существует множество местных и онлайн-бронирований для тех, кто хочет воплотить в жизнь свои фантазии об агенте 007 или просто насладиться уникальным музейным опытом.

Будущее военно-морского музейного комплекса

Ходят слухи, что Россия рассматривает возможность восстановления базы подводных лодок. Однако только они могут знать, что ждет эту заброшенную военную базу в будущем.


Вам нравится Военно-морской музейный комплекс Балаклава? Комментарий ниже.

Вам также может понравиться наша статья о SS Ourang Medan.

Рубрики: Исторические С тегами: #balakava, #navalmuseum

Музей подводных лодок — подробное описание и фото. Карта мест, туристические маршруты

Балаклава, Кавказ и Черное море, Россия

Музей подводных лодок в Балаклаве расположен в толще горы на правом берегу Балаклавской бухты. Его можно назвать одним из самых интересных музеев Крыма. До 1993, это место было строго засекречено и называлось Объект 825 ГТС. В толще скалы располагалась база подводных лодок, которые можно было оснастить ядерным оружием.

Секретный стратегический объект 825 GTS был судоходным каналом, проложенным через гору Таврос. Он мог вместить до 9 подводных лодок. Он предназначался для их укрытия на случай ядерного удара. Рядом с подземным тоннелем 825 ГТС, где находились подводные лодки, находился еще более секретный объект 820 РТБ ВМФ СССР, где хранились ядерные боеголовки. Их устанавливали на торпеды и ракеты подводных лодок.

В советское время весь город Балаклава был закрытым городом, главной базой подводных лодок на Черном море. На географических картах его не было, и многие местные жители даже не знали, что в этой бухте находится военный объект. На фотографиях советских времен видно, что там, где сейчас уютная Балаклавская набережная с ресторанами, еще несколько десятков лет назад стояли причалы с настоящими подводными лодками, готовыми к выходу на боевое задание.

Строительство Объекта 825 ГТС, ставшего сейчас Музеем Балаклавской подводной лодки, началось в 1953. Холодная война уже была в самом разгаре. После испытания советской ядерной бомбы в 1949 году Иосиф Сталин приказал создать стратегические объекты, которые позволили бы оснастить ядерными боеголовками различную военную технику, от самолетов до подводных лодок.

Экскурсия по Музею подводных лодок начинается у входа в тоннель на Таврической набережной Балаклавы. Гора Таврос состоит из мраморного известняка, не поддающегося бурению. Строители метро прорубили тоннель, взорвав скалу. Эти туннели назывались патернами, они были отрезаны друг от друга запечатанными дверями. Толщина дверных створок превышает 1 метр. Вес дверей на входе в хранилище ядерных боеголовок составляет 20 тонн.

Хранилище ядерных боеголовок и место причала подводных лодок предназначены для поражения ядерной бомбой мощностью более 100 килотонн. Толщина горы над туннелями превышает 100 метров. Длина основного канала, где находились подводные лодки, составляет 505 метров, глубина — 8 метров, ширина — от 10 до 24 метров. Это позволяло разместить на Объекте 825 ГТС до 9 подводных лодок.

Экспозиция Музея подводных лодок очень большая. Он посвящен этапам строительства объекта 825 ГТС и развития ядерного оружия СССР. Есть макеты различных торпед, мин, ракет и другого оружия, которое использовалось ВМФ в советское время.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *