Балаклава музей подводных лодок: Балаклавский подземный музейный комплекс — официальный сайт

Подземный музейный комплекс «Балаклава» (объект 825 ГТС) — путеводитель по отдыху в Крыму

3 фотографииПосмотреть ›

Подземный канал для выхода подводных лодок

В послевоенный период Балаклава являлась местом базирования 155-й бригады подводных лодок. Военные нужды потребовали строительства в Балаклавской бухте завода по их ремонту. Назначением комплекса являлось укрытие и ремонт подводных лодок в случае нанесения противником ядерного удара по Балаклаве. Проект имел кодовое название «Объект № 825 ГТС». Его сооружение началось в 1957 году в горе Таворс, что в переводе с тюркского значит «пустая».

В ней-то и был сооружен целый подземный город. Его помещения были выдолблены в скале и покрыты железобетоном, толщина которого составляла 56 метров, а толщина скального грунта над объектом — 126 метров в высшей точке. Строителями было выработано более 45 тысяч кубометров скального грунта, в результате чего появились глубоководный канал, сухой док, цеха, подземные дороги, арсенал, топливные хранилища, командный пункт, причалы.

Первая очередь завода была сдана в 1961 году, а завершилось строительство в 1963 году. Под толщей скал проводились автономный ремонт и обслуживание подводных лодок, снаряжение их торпедами, заправка топливом и зарядка аккумуляторных батарей, а в случае нанесения ядерного удара в штольнях можно было укрыть несколько тысяч человек. Комбинированный подземный водный канал протяженностью 608 метров позволял размещать до семи подводных лодок проектов 613 или 633. В 1994 году уникальный комплекс был выведен из эксплуатации. На основании приказа госсекретаря Министерства обороны Украины в бывшем подземном заводе 30 декабря 2002 года был создан музей, ставший филиалом Центрального музея Вооруженных сил Украины. 14 мая 2003 года Военно-морской музейный комплекс «Балаклава» принял первых посетителей. Он просто не нужен был Украине, единственная подлодка «Запорожье» была приварена к пирсу намертво.

Карта-схема подземных помещений

Подземный завод, находящийся на западном берегу Балаклавской бухты, был так искусно замаскирован со стороны бухты, что его вход не просматривался даже с близкого расстояния.

Сооружение было построено как в подводной части бухты, так и в скале на уровне воды. Завод представляет собой дугообразный канал, прорубленный насквозь в толще горы. Протяженность канала — около 600 метров, глубина — 8 метров. Вход в канал закрывался специальным устройством, батопортом — он весил около 150 тонн. Завод имел подземный сухой док, куда могла стать на ремонт подводная лодка. Когда подводная лодка заходила в док, из него быстро выпускали воду, и на дне оставалось много рыбы. Практичные работники тут же начинали ее коптить. Воскурялся дымок, по которому всегда можно было определить, что очередную подлодку поставили на ремонт.

После обслуживания и ремонта субмарина выходила из подземного канала с противоположной стороны скалы. Этот выход находится в конце Таврической набережной, ближе к выходу из бухты. Когда-то он тоже был тщательно замаскирован.

Помимо сухого дока там находились различные рабочие участки:

  • Минно-торпедная часть предназначалась для подготовки и проверки торпед. Она включала в себя рабочие участки, где торпеды заполняли энергокомпонентами, проверяли их электрические схемы, аппаратуру самонаведения, герметичность корпусов.

  • Объект 820 «арсенал» — ремонтно-техническая база для учета, хранения, сборки и выдачи силам флота боеприпасов, в том числе и с ядерными боевыми зарядами. На базе проходили службу около 150 военнослужащих.

    Арсенал состоял из технической площадки, локальной зоны, большого транспортного коридора (паттерны), склада для хранения подготовленных боеприпасов и подгрузочной площадки. В арсенале строго соблюдался и поддерживался температурно-влажностный режим (от 5 до 15 градусов, влажность — 50–60%), а также максимально возможная звукоизоляция.

  • Топливное хранилище — склад на 9,5 тысяч тонн горюче-смазочных материалов.

Балаклавский сверхсекретный завод по ремонту подводных лодок — первая и единственная в мире подземная гавань. В подземный канал подводные лодки входили только по ночам и в Балаклаве гасили свет.

Комплекс был изолирован от внешнего мира. Его защита позволяла выдерживать прямое попадание атомной бомбы мощностью до 100 килотонн, которая впятеро мощнее той, что погубила Хиросиму. Из 400 гражданских рабочих лишь четверо имели спецпропуска во все подразделения завода. Это уникальное сооружение работало вплоть до распада СССР. Вывод базы подводных лодок начался в 1991 году.

9 фотографийПосмотреть ›

Завод по ремонту подводных лодок

В настоящее время коллекция насчитывает 576 оригинальных экспонатов, а экспозиция рассчитана на создание разделов, посвященных истории Балаклавы со времен её основания, истории создания Российского и Украинского флотов, строительства и деятельности подземного укрытия и завода. Изюминкой экспозиции станет подводная лодка, которую планируется разместить в сухом доке. Посетители могут познакомиться с главным водным каналом, бывшими цехами завода, подземным арсеналом в штольне № 3. На нижнем этаже арсенала размещались складские помещения, а также хранилища торпед и боевых частей к ним. Для транспортировки торпед была проложена железнодорожная колея. Сейчас в помещениях бывшего арсенала размещена экспозиция современного морского вооружения и боеприпасов. Экспонируются материалы по истории флота. Здесь же можно увидеть макеты современных боевых кораблей и подводных лодок, а отреставрированные в музейном варианте цеха завода позволяют познакомиться с работой предприятия в период его использования по прямому назначению.

Когда власти независимой Украины, поощряемые зарубежными «друзьями», упразднили службу охраны подземного завода, почти весь огромный, труднооценимый запас основного и вспомогательного оборудования был разворован. Теперь экскурсанты ходят, в общем, по пустым тоннелям и лишь с помощью воображения пытаются увидеть их заполненными.

Адрес музея: Севастополь, Балаклава, Таврическая набережная, 22.
Время работы: ежедневно с 10:00 до 17:30, летом — до 19 часов.
Телефон: (8692) 63-75-90.

Дополнительная информация: время работы, стоимость билетов.

Координаты: +44° 30′ 4.00″, +33° 35′ 47.80″

В Севастополе начали буксировку подводной лодки в музей Балаклавы

Свежий номер

РГ-Неделя

Родина

Тематические приложения

Союз

Свежий номер

12.11.2021 13:14

Власть

Текст:

Юлия Крымова (Севастополь)

Буксировка подводной лодки С-49 проекта 633РВ из Южной бухты Севастополя в подземный музейный комплекс «Балаклава» началась сегодня утром. Об этом «РГ» сообщила замдиректора музея Светлана Миненко. Подлодка уже прошла мыс Фиолент и сейчас приближается к Балаклаве.

— Лодка была передана музею и проходила ремонтно-восстановительные работы в Северном доке Севастополя, — рассказала Миненко. — Восстановили и заменили практически весь легкий корпус, подготовили к музеефикации. Сегодня буксируют из Севастополя в Балаклаву, где она займет почетное место в сухом доке Балаклавского подземного комплекса.

Согласно данным с вебкамер, около 12:30 субмарина на буксире прошла возле мыса Фиолент.

Подлодку планируют заводить в канал подземного комплекса между 13 и 16 часами дня. Движение по Таврической набережной Балаклавы будет перекрыто. Понтонный автомобильный мост у входа в канал отведут в сторону, чтобы открыть путь субмарине. За несколько недель до транспортировки подлодки мост прошел проверку, его отводили из канала.

Сухой док подземного комплекса был также был подготовлен для установки субмарины. Она займет историческое место именно там, где раньше выполнялся ремонт подлодок.

— В доке был проведен ремонт, его осушили, восстановили малый батопорт, который герметично закрывает сухой док, — говорит представитель музея. — В доке также подготовили бетонные киль-блоки, на которые станет лодка.

Последняя подлодка покинула секретный подземный комплекс в Балаклаве в 1991 году, 30 лет назад. Все это время сухой док был заполнен водой, объект не функционировал. С 2003 года в нем был открыт музей, а в 2014 году он перешел под управление минобороны РФ. В начале 2021 года в музее прошла масштабная реконструкция, он открылся для посетителей в мае. После этого начались восстановительные работы в сухом доке.

Пока туристы будут смотреть на подводную лодку сверху, со смотровой площадки. В дальнейшем музей планирует предоставить доступ в сам сухой док, чтобы лодку можно было осмотреть со всех сторон. Рассматриваются также варианты проведения экскурсий внутри субмарины, но для этого нужна длительная подготовительная работа.

Как сообщили «РГ» в пресс-службе Черноморского флота, подводная лодка С-49 (ПЗС-50) была выведена из состава флота в 1996 году, после чего использовалась как зарядная станция. Ее передали музею несколько месяцев назад, после этого субмарину поставили в док на ремонт.

Справка «РГ»

Дизель-электрические подводные лодки проекта 633 строились с 1957 по 1961 год. В 1971-1980-х годах две подлодки С-49 и С-11 были модернизированы по проекту 633РВ для испытаний противолодочных ракетных комплексов «Водопад» и «Ветер».

ТелеграмВКонтакте

Темы дня:

Начался прием работ на конкурс «Новороссия: от Екатерины Великой до наших дней»

Среди стрелков из «Эдельвейс». Что понял наш корреспондент, поднявшись десять лет назад на перевал Аишха

Три московских адреса, с которыми связаны удивительные события в жизни Михаила Булгакова и его героев

Альбом Алены Дергилевой «Нарисованная Москва» возвращает в счастливое детство

Художник создает икону из осколков фресок затопленного храма на Русском Севере

Российский флот возвращается в крепость времен холодной войны в Крыму

Нажмите, чтобы увеличить. На откровенных снимках видно прогресс в Балаклаве. Новое строительство началось после вторжения.

Узкий залив Балаклавы на южном побережье Крыма когда-то был секретной базой российского флота в Черном море. Туннель был построен, чтобы скрыть подводные лодки. Теперь, когда война на Украине идет против России, разведка предполагает, что она может снова обеспечить защиту российского Черноморского флота.