Автомобильная промышленность Албании
Албанские мистерии
Константин Климов, Юрий Петров
Фото Петера Хезелдайна (Peter Haseldine)
Некогда социалистическая Албания сейчас уже член НАТО и один из кандидатов на вступление в Евросоюз. Но даже через 25 лет после падения коммунистического режима её промышленность остаётся малоизученной.
Становление автомобильной промышленности в ряде стран социалистической направленности происходило не без помощи СССР. Сюда можно отнести КНДР, КНР, Кубу, Болгарию, Румынию и Польшу, о чём наш журнал писал. Исключение составляла Албания. Режим лидера албанской трудовой партии Энвера Ходжи из-за разногласий в оценке роли Иосифа Сталина привёл в начале 1960 годов эту страну к самоизоляционизму. Сотрудничество продолжалось лишь с коммунистическим Китаем и Румынией, откуда страна импортировала многие ресурсы. К 1970-м была начата торговля с Чехословакией.
Разобраться с модельным рядом техники, эксплуатировавшейся на албанских дорогах, могли бы помочь фотографии, но до 1985-го, пока не умер лидер партии Энвер Ходжа, эту страну почти не посещали иностранцы с фотоаппаратами.
В самой же Албании с удивлением узнают, что их техника кому-то может быть интересна. Те немногие местные «историки» куда охотнее готовы часами рассказывать о «Мерседесах», которые возведены в особый ранг у албанцев.
Пролог 30-летней давности
Среди путешественников прошого столетия именно гражданам Туманного Альбиона мы обязаны большим числом цветных снимков из самых затейливых уголков мира. Одним из таких является Петер Хезелдайн, посетивший сотни городов мира, среди которых в 1986 г. были Тирана и Берат. Для 37-летнего энтузиаста трамваев и троллейбусов было даже непонятно, имеются ли там трамваи или троллейбусы? Когда британское туристическое агентство начало туры в Албанию, Петер в начале ноября 1986 года воспользовался этой возможностью.
Сначала следовал перелёт «Югославскими авиалиниями» JAT в Белград (курение с левой стороны, без курения с правой стороны, это было глупо, но верно). Из аэропорта другой борт довёз уже в Титоград (ныне Подгорица, Черногория). И только оттуда автобус доставил на албанскую границу. Как вспоминает Петер, границу пересекали пешком: «Мы должны были пройти через мелкий бассейн дезинфицирующего средства – чтобы полиция убедилась, что мы не принесли в страну никакой югославской грязи! Все книги и газеты были конфискованы. Кроме того, джинсы не допускались. Джинсы рассматривались как символ западного упадка.
Через некоторое время на границе мы сели в албанский туристский автобус, который повёз нас по стране. Был англоговорящий гид, который показал нам основные туристические достопримечательности, а также человек в коричневом костюме, который говорил крайне мало».
Дабы произвести впечатление на европейских туристов им был подан автобус FIAT-308 Cameri.
Транспорт как есть
Как отмечает Петер, дороги были почти пусты: «В сельской местности основным видом транспорта были лошади, а методы земледелия были примитивными. Что уж говорить про города, где совершенно не было трафика и люди пересекали улицу, где им вздумается. Еда и предметы быта, предоставляемые туристам, были крайне низкого качества, даже в сравнении с Восточной Европой. Например, они пытались выращивать хлопок в климате, который был совершенно неподходящим для выращивания, и в результате полотенца в отелях были сделаны из смеси целлюлозы, отчего они буквально ломались в руках».
Ни в Тиране, ни в Дурресе трамваев или троллейбусов Петер не нашёл. Хотя ещё в 1970-м году на съезде Албанской партии труда намечалось рассмотреть вопрос о начале производства троллейбусов и организации городского электротранспорта. Но сколько было таких планов? В стране, где только в 1930-х было 250 машин и хорошей дорогой считался гарьевый грейдер, а за их строительство и содержание отвечало Министерство связи.
Начало моторизации, положенной в середине 1950-х, заставило модернизировать дорожную сеть. Местное автосборочное производство зародилось в Тиране, где в 1950-х собирали ГАЗ-51 из горьковских машинокомплектов. Развенчание культа личности Сталина в СССР привело к размежеванию в социалистическом блоке, а в Албании поставили крест на сотрудничестве «со старшим братом», найдя себе нового друга в лице товарища Мао. После этого главными автомобилями были назначены китайские «цзефаны» – Jiefang – лицензионные копии ЗИС-150, которым, кажется, вообще были не нужны дороги.
Среди автобусов попадались советские ЗИСы, Škoda 706RO, Ikarus.
В 1970-х Албания начала закупать преимущественно развозные грузовики Barkas и Nysa. Основу междугородного парка представляли передовые по местным меркам чешские автобусы Škoda Karosa ŠM11 и грузовики Škoda LIAZ. К ним добавились румынские TV и немецкие Robur. К тому времени в Албании бытовала шутка, что дороги строят только для автопомоек из Италии, хотя итальянский секонд-хенд был вовсе не таким распространённым, хотя и «деликатным» товаром. Из легковых попадались Beising, Škoda и Warszawa, но следует учесть, что в стране было запрещено иметь автомобили в частной собственности.
К 1987 году было всего 6700 км мощёных дорог! Протяжённость остальных трасс, пригодных для движения автомобилей, варьировалась от 9000 до 15 000 км. Этот год был началом агонии коммунистического режима – в стране не было денег, еды, одежды, она проиграла торговую конкуренцию на морях, и от Албании начал отворачиваться даже Китай. После реорганизации и передачи сети автодорог в ведение Министерства транспорта и инфраструктуры албанская дорожная сеть увеличилась до 18 000 км, из которых 7200 км имеют асфальтовое покрытие.
Автозаводы
Первое собственное автопроизводство было открыто в апреле 1962 года в городе Шкодер и именовалось «Государственное предприятие по ремонту автотранспортных средств» – Ndërmarrje Shtetërore e Riparimit të Automjeteve të Komunikacionit, сокращённо NSHRAK. В 1975-м его переименовали в «Автотранспортные мастерские» – Ofiçina e Automjeteve Shkodër. По традиции завод наградили высшим титулом – званием «Герой социалистического труда» – Hero i Punës Socialiste. Производство базировалось в мастерских шкодерского автопарка, где был освоен разнообразный кузовной ремонт автобусов, легковых автомобилей и кабин грузовиков. Затем последовало изготовление автобусных кузовов с деревянным каркасом на шасси ГАЗ-51, ГАЗ-51А и Jiefang CA10. В 1967 году был выпущен первый автобус Shkodra с металлическим каркасом кузова на шасси Škoda 706RTO, позднее начался выпуск сочленённых автобусов Shkodra A6, тракторных кабин и рефрижераторных кузовов. В 1982 году в производственную программу добавились пассажирские ж.-д. вагоны.
По наблюдению Леонида Лашкова, одного из знатоков экзотических стран, похоже, что с началом вагонного производства автобусное было свёрнуто, о чём свидетельствует полный износ местного парка к концу 1980-х и закупка чешских машин. В 1990-е предприятие было закрыто и разграблено, как и многие другие албанские заводы социалистического времени.
Завод Kombinat Autotractrorёve «Enver Hoxha» (автотракторный комбинат им. Энвера Ходжи) в Тиране также не остался не удел. В 1962 году там собрали первый отечественный тракторный двигатель по советской лицензии. Затем капитально ремонтировали автомобили. Тут же выпустили несколько штук тягачей по образу FAP 1220 и Tiranё-75. Но лишь в 1978 году завод смог приступить к выпуску гусеничных тракторов ДТ-54. До 1981 года, по сообщениям СМИ, было выпущено лишь 100 штук. В документах Министерства связи и МВД упоминается о начале строительства в 1967 году автомобильного производства в Дурресе, но подтверждений этому пока не найдено.
Многообещающий тур
Что же касается Петера Хезелдайна, то для него исход тура в Албанию оказался с неожиданным концом. В комментарии к снимкам он делится: «Я влюбился в одну девушку из нашей английской группы, и вскоре мы поженились. С тех пор мы с Линн живём вместе очень счастливо. Поэтому, когда в ноябре 2016 года наступило 30-летие после нашей первой встречи, мы решили вернуться в Албанию, чтобы посмотреть, как она выглядит сейчас. Какая разница! Албания в настоящее время является современной балканской страной с пробками, и автобусы одинаковые как в любой части Европы. Много подержанных ввезены из таких стран, как Германия и Турция. Это было уже не так интересно, как в 1986 году, и я даже не стал фотографировать их».
Авторы благодарят Леонида Лашкова за помощь в подготовке материала.
Please enable JavaScript to view the comments powered by Disqus.
Тартан автомобиль албанский — 45 фото
Дата: 02-11-2021 Смотрели: 915 45 фото
1
Тартан скакун 2015
2
Албанский минивэн Tartan Prancer
3
Тартан скакун 2015
4
Албанская Хонда Tartan
5
Тартан Прансер
6
Албанская Хонда Tartan
7
Албанская Хонда
8
Албанский минивэн Tartan Prancer
9
Тартан Прансер
10
Тартан скакун 2015
11
Албанский минивэн Tartan Prancer
12
Тартан Албанская Хонда
13
Албанский минивэн Tartan Prancer
14
Тартан скакун 2015
15
Тартан Прансер
16
Тартан скакун 2015
17
Тартан скакун 2015
18
Тартан скакун 2015
19
Тартан скакун 2015
20
Каникулы машина
21
Тартан Прансер
22
Тартан Прансер
23
Албания автомобили
24
Tartan Prancer салон
25
Locations of Prancer Burlesque
26
Каникулы фильм комедия Honda
27
London Taxi Company tx428
Тартан Прансер
29
Машина из фильма каникулы 1983
30
Тартан машина
31
Чехлы brothers VW t6
32
Vintage Chevrolet Suburban Seats
33
Автоприколы 2020 картинки
34
Мини Купер киберпанк
35
Reliant ss1 Interior
36
Машина тартан топтун
37
Герб и тартан Гленко
38
Автомобильные ткани в клеточку
39
Аэрография на Рендж Ровер
40
Албания народный автомобиль
41
Тойота q1
42
43
44
- Автомобили
Автомобиль в албанских фотографиях и премиум High Res Pictures
- Creative
- Редакция
- Видео
Лучший матч
Новейший
Старейшин
Самый популярный
Любой датер. месяцаПользовательский диапазон дат
Без лицензионных отчислений
С правами управляемого
RF and RM
Просмотрите 790
car in albanian доступных стоковых фотографий и изображений или начните новый поиск, чтобы изучить другие стоковые фотографии и изображения. вид на шоссе против облачного неба — автомобиль на албанском языке стоковые фотографии, фотографии и изображения без лицензионных платежейУличная сцена в Тиране, столице Албании, 28 марта 2017 года в Тиране, Албания. На снимке, сделанном 1 декабря 2017 года, показаны затопленные автомобили в дорога въезд в столицу Тирана. Один человек погиб и трое получили ранения… Водители выключают свои машины, чтобы заблокировать движение в Тиране 26 января в знак протеста против цен на топливо, которые остаются самыми высокими в регионе в… крупный план мальчика, слушающего музыку в наушниках — автомобиль на албанском языке стоковые фотографии, лицензионные фото и изображениякрупный план женской руки на зеркале — автомобиль на албанском языке молодая женщина в машине — автомобиль на албанском языке: стоковые фотографии, лицензионные фото и изображенияпортрет мужчины, сидящего на сиденье автомобиля, в то время как друг стоит у машины ночью — автомобиль на албанском языке: стоковые фотографии, фотографии без уплаты роялти и изображения . Тихая безмятежность этой оживленной сцены объясняется тем, что до 1991, в Албании было незаконно владеть автомобилем …. пара наблюдает закат, сидя на крыше фургона на пляже — автомобиль на албанском языке: стоковые фотографии, фотографии и изображения без уплаты роялтиСельские жители просят подвезти. В горах Высокой Албании автомобильный транспорт редко встречается на трудных горных дорогах, закрытых снегом в течение 4 месяцев … пара сидит на крыше фургона на пляже, наслаждаясь закатом — автомобиль на албанском стоковые фотографии, фотографии и изображения без лицензионных платежейНабор ключей от джипа Сании Хисен Ватоци. В патриархальном сельском албанском обществе вековая традиция Virgjineshe дает женщинам выбор… крупный план игрушки для Хэллоуина — автомобиль на албанском языке стоковые картинки, фотографии и изображения без уплаты роялти Бесплатные фото и изображенияДевушка чувствует ветер через окно машины на фоне ясного голубого неба — машина на албанском стоковые картинки, фото и изображения без уплаты роялти фотографии и изображения главная площадь / площадь Скандербега в тиране и статуя скандербега, тирана, албания, европа — автомобиль на албанском языке стоковые картинки, фотографии без уплаты роялти и изображения центр города с отелем — автомобиль на албанском стоковые картинки, фотографии Сувенир с изображениями — автомобиль на албанском языке: стоковые фотографии, фотографии и изображения без лицензионных платежей вид сзади на ребенка и собаку, смотрящих в окно, сидя дома Площадь магесскандербега, лондон — автомобиль на албанском языке: стоковые фотографии, фотографии и изображения без уплаты роялти Король Албании Зог I и его жена Джеральдин Аппони из Надьаппони сидят в машине после свадьбы.Автомобили для продажи, Албания — Carros.com
Результаты фильтра17 машин найдено
Сортировать по:
Недавно опубликовано: Сначала новые
Наличные
€ 30 000 EUR
Audi A3 • 2022 • 40 000 км
- Дуррес, Дуррес
Хэтчбек • Автоматический • 4X2 • Дизель • 2022 • 40000 км
17. 12.2022
Б/у
Наличные
Лек 465 000 ВСЕ
Ford Focus • 2011 • 257 000 км
- Дуррес, Дуррес
внедорожник • Руководство • 4X4 • Дизель • 2011 • 257000 км
06.04.2022
Б/У
Наличные
Лек 360 920 ВСЕ
Volkswagen Tiguan • 2009 • 201 500 км
- Фиер, Фиер-Чифчи
внедорожник • Руководство • 4X4 • Дизель • 2009 г. • 201500 км
06.03.2022
Б/у
Наличные
€ 10 500
Audi A4 • 2013 • 118 000 км
- Тирана, Тирана, 1000
Седан • Автоматический • 4X2 • 2013 • 118000 км
07.06.2021
Б/У
Наличные
Лек 2000 ВСЕ
Suzuki APV • 2010 • 212 000 км
- Тиран, прочее
Универсал • Руководство • 2010 • 212000 км
07. 01.2021
Б/У
Наличные
€ 950 EUR
Fiat Punto • 1997 • 232 635 км
- Берат, Берат, 5301
Седан • Руководство • 4X2 • Дизель • 1997 • 232635 км
06.12.2021
Б/У
Наличные
€ 4000 EUR
Mercedes-Benz 200 D • 1977 • 300 000 км
- Mirdite, прочее
Седан • Руководство • Дизель • 1977 • 300000 км
05. 11.2021
Б/у
Наличные
€ 8000 EUR
Mercedes-Benz 200 D • 1991 • 300 000 км
- 60000
Седан • Руководство • ВПЕРЕД • Дизель • 1991 • 300000 км
04.08.2021
Б/у
Наличные
€ 3300 EUR
Mazda CX-7 • 2011 • 265 000 км
- Тирана, Тирана, прочее
внедорожник • Руководство • ВПЕРЕД • Дизель • 2011 • 265000 км
02. 06.2021
Б/У
Наличные
Лек 2500 ВСЕ
MINI Mini One • 2001 • 2 000 220 км
- Тирана, Тирана, прочее
Купе • Руководство • 2001 г. • 2000220 км
19.01.2021
Б/У
Наличные
€ 14000
Mercedes-Benz E • 2010 • 161 000 км
- Тирана, Тирана, 1001
Автоматический • задний руль • 2010 • 161000 км
19. 01.2021
Б/У
Наличные
€ 2500 EUR
Volkswagen Touran • 2007 • 142 000 км
- Delvine, 321
Кабриолет • Руководство • Полный привод • Дизель • 2007 г. • 142000 км
01.10.2021
Б/У
Наличные
€ 3000
Hyundai Matrix • 2006 • 154 000 км
- Тирана, Тирана, 1007
Руководство • ВПЕРЕД • 2006 г. • 154000 км
08.01.2020
Б/У
Наличные
€ 1485 EUR
Audi A4 • 2001 • 12 700 км
- Delvine, прочее
Руководство • 4X4 • Дизель • 2001 г. • 12700 км
23.04.2020
Б/У
Наличные
€ 20 000 EUR
Mercedes-Benz E • 2014 • 145 000 км
- Эльбасан, Эльбасан, 3001
Седан • Автоматический • задний руль • Дизель • 2014 • 145000 км
23. 01.2020
Б/у
Наличные
€ 2000 EUR
Volkswagen Passat • 1997 • 450 000 км
- Шкодер, Шкодер, 4001-4007
Руководство • ВПЕРЕД • 1997 • 450000 км
10.03.2019
Б/У
Наличные
€ 2000 EUR
Volkswagen Passat • 1997 • 150 000 км
- Шкодер, Шкодер, 4001-4007
Хэтчбек • Руководство • ВПЕРЕД • 1997 • 150000 км
10.