Афанасий никитин интересные факты для детей: Путешественник афанасий. Афанасий никитин интересные факты

Путешественник афанасий. Афанасий никитин интересные факты

Владимир Дергачев

Тверской купец Афанасий Никитин по воле судьбы стал великим русским путешественником, оставившим путевые заметки, известные под названием «Хождение за три моря». Год рождения его неизвестен, умер (или трагически погиб?) в 1447 году вблизи Смоленска (на территории Великого княжества Литовского) на обратном пути из путешествия, можно сказать в нескольких шагах от дома. В Афанасии Никитине сконденсировалась важная черта русской ментальности — устремленность за горизонт. Это не было авантюрой, опытный и смелый купец уже посещал Константинополь в Византии, Литву, Крым и Молдавское княжество и благополучно возвращался с заморскими товарами.

Путешествие по Волге, Каспию, Персии, Аравийском морю, Индии, Турции и Черноморью продолжалось с середины 1471 до начала 1474 года (по другой датировки — с 1468 по 1474 год).

Первоначально целью купеческой поездки было налаживание торговых связей с азиатскими купцами, ведающими торговлей по , проходящему через кавказскую Шемаху.

Русские купцы везли преимущественно пушнину. Русские купцы отправились вниз по Воле в сопровождении посла ширван-шаха (властителя) Шемахи. Плавание по Волге шло благополучно, но возле Астрахани на реке Бузан купцы были ограблены татарами. Разбойники отняли товар, закупленный, очевидно, в кредит. Возвращение на Русь без товара и без денег грозило долговой ямой. Но часть купцов вернулось назад, а Никитин отправился дальше на Восток. Чтобы пустым не возвращаться в Тверь и не оказаться в долговой яме купец поплыл на Дербент, далее на Баку, Шемаху и Персию, где купил жеребца, которого решил выгодно продать в Индии и закупить товар для русской земли. Но и эта сделка особой выгоды не принесла.

Афанасий Никитин пробыл в Индии три года: «И тут есть Индейская страна, и люди все ходят наги, а голова не покрыта, а груди голы, а власы в одну косу заплетены, а все ходят брюхаты, а дети родятся на всякий год, а детей у них много. А мужики и жонкы все нагы, а все черны. Яз куды хожу, ино за мною людей много, да дивуются белому человеку…».

«Индусы быка называют отцом, а корову — матерью. На помете их пекут хлеб и кушанья варят, а той золой знаки на лице, на лбу и по всему телу делают. В воскресенье и в понедельник едят они один раз на дню». В своих записях Никитин употреблял выражения ненормативной лексики великого и могучего русского языка. В академических переводах крепкие слова исчезли.

В 1387 году на юге Индии было образовано первое мусульманское государство Бахмани, к югу от которого располагалась Виджаянагарская империя. С 1429 года столица султаната была перенесена в Бидар, который и посетил русский купец: «В Бидаре луна полная стоит три дня. В Бидаре сладких плодов нет. В Индостане большой жары нет. Очень жарко в Ормузе и на Бахрейне, где жемчуг родится, да в Джидде, да в Баку, да в Египте, да в Аравии, да в Ларе. А в Хорасанской земле жарко, да не так. Очень жарко в Чаготае. В Ширазе, да в Йезде, да в Кашане жарко, но там ветер бывает. А в Гиляне очень душно и парит сильно, да в Шамахе парит сильно; в Багдаде жарко, да в Хумсе и в Дамаске жарко, а в Халебе не так жарко».

Маршрут хождения Афанасия Никита за три моря

На снимке памятник Афанасию Никитину в Феодосии (бывшей Кафе). В 2002 году памятник Афанасию Никитину был открыт в индийском городе Ревданда.


http://leto.feodom.com/upload/arts/51.JPG

Исследователи путешествия «за три моря» пытаются ответить на вопрос, как удалось в чужих краях выжить русскому купцу? Возможно, ему помогла местная традиция: «А жены их со своими мужьями спят днем, а ночью ходят спать к чужестранцам, да спят с ними, да дают им корм и приносят с собой сахарную еду и вино сахарное, да кормят и поят гостей, чтобы их любили, а любят гостей людей белых, потому что их люди очень черны. А зачнет жена от гостя дитя, и мужья дают корм. А родится дитя белое, тогда гостю пошлины триста тенек…».

Слова Никитина не вызывают сомнения, об этом в последствии писал и Марко Поло. Но скитания на чужбине были не легкими: «А все черные люди злодеи, а женки все бл…, колдуны да воры, да обман, да зелье, господ морят ядом».

Но, в первую очередь, купеческая жилка Афанасия Никитина искала выгодный товар для русской земли. Чтобы по возвращению в Тверь не только расплатиться с долгами, но и остаться с прибылью. В своих заметках он пишет о шелке, сандаловом дереве и жемчуге. Но больше всего его привлекли местные алмазы. Возможно, он и пытался их привести в русскую землю, но был ограблен и убит под Смоленском.

Афанасий Никитин — путешественник и первопроходец из Твери Афанасий Никитин — русский путешественник, купец и писатель, родился в 1442 году (дата не является документально подтверждённой) и скончался в 1474 или в 1475 году близ Смоленска. Родился в семье крестьянина Никиты, так что Никитин это, строго говоря, не фамилия путешественника, а его отчество: в то время у большинства крестьян не было фамилий.

В 1468 году предпринял экспедицию в страны Востока и побывал в Персии, Индии и Африке. Описал своё путешествие в книге «Хождение за три моря».

Афанасий Никитин — Биография . Афанасий Никитин, биография которого известна историкам лишь частично, родился в городе Тверь. Достоверных сведений о его детстве и юности не существует. Известно, что в довольно молодом возрасте он стал купцом и посещал по торговым делам Византию, Крым, Литву и другие страны. Его коммерческие предприятия были довольно успешны: он благополучно возвращался на родину с заморским товаром.

Он получил от Великого князя Твери Михаила Борисовича грамоту, которая позволяла ему развернуть обширную торговлю в районе нынешней Астрахани. Некоторым историкам этот факт позволяет считать тверского купца тайным дипломатом и лазутчиком Великого князя, но документальных свидетельств этому предположению нет.

Афанасий Никитин начал своё путешествие весной 1468 года, отправившись водным путём мимо русских городов Клязьмы, Углича и Костромы. По плану, достигнув Нижнего Новгорода, караван первопроходца должен был из соображений безопасности присоединиться к другому каравану, который вёл Василий Папин, московский посол. Но караваны разминулись — Папин уже ушёл на юг, когда Афанасий прибыл в Нижний Новгород.

Тогда он дождался прибытия из Москвы татарского посла Хасанбека и уже с ним и другими купцами пошёл к Астрахани на 2 недели позже, чем было запланировано. Отправляться в плаванье одиночным караваном Афанасий Никитин посчитал опасным — в то время вдоль берегов Волги хозяйничали татарские банды. Караваны судов благополучно прошли Казань и ещё несколько татарских поселений.

Но уже перед самым прибытием в Астрахань караван был ограблен местными разбойниками — это были астраханские татары под предводительством хана Касима, которого не смутило даже присутствие своего соотечественника Хасанбека. Разбойники отобрали у купцов весь товар, купленный, кстати сказать, в кредит. Торговая экспедиция была сорвана, два судна из четырёх Афанасий Никитин потерял. Дальше всё складывалось тоже не лучшим образом. Два оставшихся судна попали в Каспийском море в шторм, и их выбросило на берег. Возвращение на родину без денег и товара грозило купцам долговой ямой и позором.

Тогда купец решил поправить свои дела, вознамерившись заняться посреднической торговлей. Так началось знаменитое путешествие Афанасия Никитина, описанное им в своём литературном труде «Хождение за три моря».

Сведения о путешествии Афанасия Никитина .

Персия и Индия . Через Баку Никитин отправился Персию, в область под названием Мазандеран, затем перебрался через горы и двинулся дальше на юг. Путешествовал он без спешки, подолгу останавливаясь в селениях и занимаясь не только торговлей, но и изучая местные языки. Весной 1469 года он прибыл в Ормуз — большой портовый город на пересечении торговых путей из Египта, Малой Азии (Турции), Китая и Индии.

Товары из Ормуза были уже известны в России, особенно славился ормузский жемчуг. Узнав, что из Ормуза экспортируют в города Индии лошадей, которых там не разводят, Афанасий Никитин решился на рискованное коммерческое предприятие. Курил арабского жеребца и в надежде хорошо перепродать его в Индии сел на корабль, отправляющийся в индийский город Чаул.

Плавание заняло 6 недель. Индия произвела на купца сильнейшее впечатление. Не забывая о торговых делах, по которым он, собственно, сюда и прибыл, путешественник увлёкся этнографическими исследованиями, подробно записывая увиденное им в свои дневники. Индия предстаёт в его записях чудесной страной, где всё не так, как на Руси, «а люди ходят всё чёрные да нагие». Афанасия поражало то, что почти все жители Индии, даже небогатые, носят золотые украшения. К слову, сам Никитин тоже поразил индийцев — местным жителям редко доводилось раньше видеть здесь белых людей.

Однако, выгодно продать жеребца в Чауле не удалось, и он отправился вглубь страны. Он побывал в небольшом городке в верховьях реки Сины, а затем отправился в Джуннар.

В своих путевых заметках Афанасий Никитин не упускал бытовых подробностей, а также описывал местные обычаи и достопримечательности. Это было едва первое правдивое описание быта страны не только для Руси, но даже и для всей Европы. Путешественник оставил записи о том, какую пищу здесь готовят, чем кормят домашних животных, как одеваются и каким товаром торгуют.

Описан даже процесс изготовления местных хмельных напитков и обычай индийских хозяек дома спать с гостями в одной постели.

В крепости Джуннар пришлось задержаться уже не по своей воле. «Джуннарский хан», отобрал у него жеребца, когда узнал, что купец не басурманин, а пришелец из далёкой Руси, и выставил иноверцу условие: или тот переходит в исламскую веру, или не только не получит коня, но и будет продан в рабство. Хан дал ему 4 дня на размышление. Русского путешественника спас случай — ему встретился старый знакомый Мухаммед, который поручился перед ханом за чужестранца.

В течение 2 месяцев, проведённых тверским купцом в Джуннаре, Никитин изучал сельскохозяйственную деятельность местных жителей. Он увидел, что в Индии пашут и сеют пшеницу, рис и горох в сезон дождей. Описывает он и местное виноделие, в котором в качестве сырья используются кокосовые орехи.

После Джуннара он посетил город Алланд, где действовала большая ярмарка. Купец намеревался продать здесь своего арабского скакуна, да снова не получилось. На ярмарке и без его жеребца было множество хороших коней для продажи.

Лишь в 1471 году Афанасию Никитину удалось продать своего коня, да и то без особой выгоды для себя, а то и с убытком. Это случилось в городе Бидар, куда путешественник прибыл, пережидая в других поселениях сезон дождей. Он остановился в Бидаре надолго, сдружившись с местными жителями.

Русский путешественник рассказал им о своей вере и своей земле, индусы тоже многое поведали ему о своих обычаях, молитвах, семейном укладе. Множество записей в дневниках Никитина касаются вопросов религии индийцев.

В 1472 году он прибыл в город Парват, священное место на берегу реки Кришны, куда со всей Индии шли верующие на ежегодные празднества, посвящённые богу Шиве. Афанасий Никитин отмечает в дневниках, что это место имеет для индийских брахманов такое же значение, как для христиан Иерусалим.

Тверской купец путешествовал по Индии ещё полтора года, изучая местные нравы и пытаясь вести торговые дела. Однако коммерческие начинания путешественника потерпели крах: товара, подходящего для вывоза из Индии на Русь он так и не нашёл.

Африка, Иран, Турция и Крым . На обратном пути из Индии Афанасий Никитин решил посетить восточное побережье Африки. Согласно записям в дневниках, в Эфиопских землях ему едва удалось избежать ограбления, откупившись от разбойников рисом и хлебом.

Затем он вернулся в город Ормуз и двинулся через Иран, в котором шли военные действия, на север. Он миновал города Шираз, Кашан, Эрзинжан и прибыл в Трабзон (Трапезунд), турецкий город на южном берегу чёрного моря. Казалось, возвращение близко, но тут удача снова отвернулась от путешественника: он был взят под арест турецкими властями как иранский шпион и лишён всего оставшегося имущества.

По словам самого путешественника, дошедшим до нас в виде записей, всё, что осталось у него на тот момент — это сам дневник, да желание вернуться на Родину.

Ему пришлось занять под честное слово денег на дорогу до Феодосии, где он намеревался встретить купцов-соотечественников и с их помощью отдать долги. В Феодосию (Кафу) он смог добраться только осенью 1474 года. Зиму Никитин провёл в этом городе, завершив записки о своём путешествии, а весной отправился по Днепру обратно в Россию, в родной город Тверь.

Однако вернуться туда ему было не суждено — он скончался в городе Смоленске при неизвестных обстоятельствах. Скорее всего, годы скитаний и перенесённых путешественником лишений подорвали его здоровье. Спутники Афанасия Никитина, московские купцы привезли его рукописи в Москву и передали их дьяку Мамыреву, советнику царя Ивана III. Позже записи были включены в летописи 1480 года.

В XIX веке эти записи были обнаружены русским историком Карамзиным, который и опубликовал их в 1817 году под авторским заглавием. Три моря, упоминаемых в названии труда — это Каспийское море, Индийский океан и Чёрное море.

Открытия Афанасия Никитина . Купец из Твери оказался в Индии задолго до прибытия туда представителей европейских государств. Морской путь в эту страну был открыт португальским купцом Васко да Гама на несколько десятков лет позже, чем туда пришел русский торговый гость Афанасий Никитин. Что он открыл в далёких землях и почему его записи представляют для потомков такую ценность?

Хотя коммерческая цель, которая побудила первопроходца на столь опасное путешествие, не была достигнута, результатом странствий этого наблюдательного, талантливого и энергичного человека явилось первое реальное описание неведомой далёкой страны. До этого в Древней Руси сказочная страна Индия была известна лишь по легендам и литературным источникам того времени.

Человек XV века увидел легендарную страну своими глазами и сумел талантливо рассказать об этом своим соотечественникам. В своих записях путешественник пишет о государственном строе Индии, религиях местного населения (в частности о «вере в буты» — так Афанасий Никитин услышал и записал имя Будды, священное для большинства жителей Индии того времени).

Он описал торговлю Индии, вооружение армии этой страны, рассказал об экзотических животных (обезьянах, змеях, слонах), местных нравах и представлениях индийцев о морали. Записаны им и некоторые индийские легенды.

Русским путешественником описаны также города и местности, в которых он сам не побывал, но о которых слышал от индийцев. Так, он упоминает Калькутту, остров Цейлон и Индокитай, места, которые в то время были ещё совершенно неизвестны русскому человеку. Сведения, тщательно собранные первопроходцем, позволяют нам сегодня судить о военных и геополитических устремлениях индийских правителей того времени, состоянии их армий (вплоть до числа боевых слонов и количества колесниц).

Его «Хождение за три моря» было первым текстом подобного рода в русской литературной словесности. То, что он не описывал только лишь святые места, как это делали паломники до него, придаёт сочинению неповторимое звучание. В поле его внимательного зрения попадают не объекты христианской веры, а люди с другой религией и другим укладом жизни. Его записки лишены какой-либо официальности и внутренней цензуры, и этим особенно ценны. Рассказ об Афанасии Никитине и его открытиях — видео Карта путешествия Афанасия Никитина

Путешествие Афанасия Никитина началось в Твери, оттуда маршрут пролегал по реке Волге через Нижний Новгород и Казань до Астрахани. Затем первопроходец побывал в Дербенте, в Баку, в Сари, после чего двинулся по суше через Персию. Добравшись до города Ормуз, он снова сел на корабль и прибыл на нём в индийский порт Чаул.

В Индии он посетил в пеших странствиях множество городов, среди которых Бидар, Джуннар и Парват. Далее по Индийскому океану он приплыл в Африку, где провёл несколько дней, а потом — опять же водным путём вернулся в Ормуз. Далее пешим ходом через Иран он пришёл в Трапезунд, оттуда добрался до Крыма (Феодосия).

Дата рождения: —
Дата смерти: 1472(1475) год
Место рождения: Российская империя

Афанасий Никитин – путешественник, бывалый купец и первый европеец, посетивший Индию. Также Никитин известен своими заметками «Хожение за три моря».

История сохранила мало сведений об Афанасии, о дате и месте его рождения, родителях и детстве. Первые исторические записи относятся к его путешествию к трём морям Чёрному, Каспийскому и Аравийскому, которое описано в его заметках.

Не удалось восстановить и точную дату отправки в путешествие. Русские торговцы, которые путешествовали в одном направлении с Афанасием, отправились в дорогу из Твери на нескольких судах.

Афанасий к тому времени был опытным купцом и путешественником, ведь ему не раз приходилось посещать такие страны как Византию, Литву, Молдавию и Крым. А благополучное возвращение домой сопровождалось привозом заморских товаров.

Афанасий имел большие планы на развитие торговли в районах нынешней Астрахани, для чего получил поддержку и грамоту от князя Михаила Борисовича Тверского. В связи с этим он мог рассматриваться в качестве тайного дипломата или лазутчика князя, но исторических данных по этому поводу не сохранилось.

После прибытия в Нижний Новгород путешественники должны были присоединиться к Василию Папину и русскому посольству, но торговый караван не успел к их уходу на юг.

Продолжение пути было затянуто на две недели и продолжилось с татарским послом Ширваном Хасан-беком. А вблизи Астрахани все суда были разграбленными татарскими разбойниками.

Возвращение в Россию сулило попасть в яму долговых обязательств. Поэтому товарищи Афанасия разделились: у кого было хоть что-то дома возвращались на Русь, а остальные разошлись куда глаза глядели.

Никитин же не оставил надежды улучшить свои дела и продолжил путешествие на юг. Он прошёл Баку и Персию, затем добрался к Индийскому океану. А вот уже в Индии Никитин провёл 3 года. Посетил он в Индии множество городов, многое повидал, но денег нажить не удалось.

Долгий путь был обратно в Крым. Добирался Афанасий через Африку, побывал он и в Эфиопских землях, добрался до Трапезунда и Аравии. Затем преодолев Иран, а затем и Турцию вернулся в Чёрное море.

А остановившись в Кафе (Крым), в ноябре 1974 года решил дождаться весеннего торгового каравана, ведь подорванное здоровье не давало возможности путешествовать зимой.

В течение длительного пребывания в Кафе Никитин успел познакомиться и наладить близкие отношения с Московскими богатыми купцами, среди которых был и Григорий Жуков, и Степан Васильев. Когда в Крыму стало тепло их объединённый большой караван тронулся в путь. Подорванное здоровье Афанасия всё больше давало знать о себе. Из-за чего он и скончался и был захоронен около Смоленска.

Желание поделится своими впечатлениями, наблюдениями и опытом вылилось в его путевых записках. Здесь хорошо просматривается начитанность и грамотное владение не только русской деловой речью, но и хорошее восприятие иностранных языков.

В своих записках Афанасий часто использует местные выражения стран, в которых он успел побывать, а вслед за ними даёт свою трактовку на русском языке.

В его записях указаны не только отличия природы и диковинные животные, но и отличия нравов, быта и государственного строя. Побывал Афанасий и в священном городе Парвaте, где поклоняются Будде. Изучал местную религию и управление. Его записи свидетельствуют о широком кругозоре и дружелюбности автора к чужим странам и народам.

Несмотря на прекрасные и интересные описания Индии, Персии и других стран его записи не скрывают его разочарования отсутствие обещанного разнообразия товаров. Скучая по русской земле, Афанасий не мог чувствовать себя уютно в чужих землях.

Несмотря на несправедливость русских вельмож, Никитин прославлял русскую землю. До последнего хранил путешественник и христианскую религию, а все оценки нравам и обычаям строились на православной морали.

Достижения Афанасия Никитина:

Даты из биографии Афанасия Никитина:

1468 г. начало путешествия за 3 моря
1471 г. приезд в Индию
1474 г. вернулся в Крым
1475 г. скончался

Интересные факты Афанасия Никитина:

Упоминал в записях экзотических животных, а также таинственного пернатого «гукук»
«Хожение» переведено на много языков
1955 г. установлен памятник в Твери на месте начала путешествия Aфaнaсия
2003 г. установлен памятник в Западной части Индии, надписи на котором выгравированы на хинди, маратхи, русском и английском языках

Индия, славившаяся своими сказочными богатствами, с давних времен привлекала многих путешественников Европы. Одним из них был Афанасий Никитин, который первым из европейцев побывал в некоторых районах этой страны.

Возможность отправиться в дальнее путешествие представилась ему в начале лета 1468 г., когда в Москву прибыл Хасан-бек – посол Ширванского ханства (которое находилось в Прикаспийском Закавказье). Московские и тверские купцы решили присоединиться к обратному каравану посла, чтобы поторговать в прикаспийских странах и Персии. В путь на нескольких судах отправилось около 30 русских купцов. Среди них был и Никитин, пользовавшийся авторитетом в купеческой среде. Поэтому ему доверили многие товары для продажи.

В те времена владения Руси по Волге простирались лишь немногим южнее Нижнего Новгорода. Тем не менее, до Астрахани купеческие и посольские корабли спустились благополучно. Однако под Астраханью произошла жестокая схватка с татарами, которые напали на корабли и разграбили их. Из всего каравана уцелело только два судна. От устья реки Волги направились к городу Дербенту. В пути на Хвалынском (Каспийском) море разразилась буря, и одно из судов разбилось о берег. Другое было разграблено местными племенами. Взятые в долг у купцов товары не позволяли Никитину вернуться на родину с пустыми руками. Он отправился в город Баку, а оттуда перебрался в Персию (Иран), где находился более двух лет, и проехал по ней около 2 тыс. км. Достигнув Ормуза – порта в Персидском заливе, одного из крупных торговых центров средневекового Востока, Никитин узнал, что в Индии высоко ценятся лошади, и, вложив все свои средства в коня, он под именем купца Хаджи Юсуфа из города Хорсани на дабе (небольшом каботажном суденышке) отправился к берегам Индии. После шестинедельного морского плавания А. Никитин и его спутники высадились в порту Чаул на Малабарском побережье южнее Бомбея.

Четыре месяца провел Никитин в Бидаре – столице царства Бахманидов, славившегося своими шелковыми тканями, металлическими изделиями, драгоценными камнями. Из царства Бахманидов Никитин направился в индуистское государство Виджаянагар. Вместе с индусами совершил паломничество к религиозному центру Парвату. Никитин жил среди простых людей, знакомился с их бытом, верованиями и нравами, народными ремеслами, с религиозно-художественными памятниками. В своих записях он повествует о тяжелом положении крестьян и роскошной жизни вельмож. Обобщая подобные наблюдения, А. Никитин писал: «Земля (Индия) многолюдна, да и сельские люди очень бедны, а бояре власть большую имеют и очень богаты».

Большое внимание он уделяет природе Индии, которую красочно описал в своих дневниках. Надежды Никитина на возможность торговли Руси с Индией не оправдались. Как он замечает, «на Русскую землю товара нет». Вот почему, находясь почти четыре года в Индии, Никитин направил свой пытливый ум и наблюдательность на изучение всех сторон жизни и природы загадочной индийской земли. Свои наблюдения он изложил в записях, известных под названием «Хождение за три моря» – Каспийское (Хвалынское), Черное (Стамбульское), Аравийское (Гундустанское).

Обратный путь Никитина несколько отличался от прежнего. От побережья Индии на корабле он прибыл в Ормуз, а затем по территории Персии отправился на север. Однако междоусобные войны, которые вели местные владетели, помешали ему идти прежним путем. Пришлось повернуть на запад к порту Трапезунд на Черном море. Оттуда морем Никитин отплыл в Крым, в Балаклаву, а затем в Кафу (Феодосия). Здесь он встретился с группой русских купцов и отправился с ними на Русь. Но добраться до родного края ему было не суждено. В пути он заболел и недалеко от Смоленска скончался. Три года спустя после возвращения Никитина из Индии летописцы бережно переписали рукопись «Хождение за три моря» и включили ее в летописный свод.

Никитин был первым, кто описал индийскую природу, быт и нравы простого народа, к которому он относился с большим сочувствием и симпатией. Повествование Никитина отличалось правдивостью, строгостью и скупостью в отборе фактов. Он писал только о том, что видел и наблюдал сам. «Хождение за три моря» многогранно, почти энциклопедично. По глубине мысли и чувств, по своей простоте и доступности это великое древнерусское произведение. И не случайно известный русский славист, филолог и этнограф академик И. И. Срезневский считал «Хождение за три моря» таким же важным литературным памятником, как и «Слово о полку Игореве». Высоко с научной точки зрения «Хождение» оценили выдающиеся русские историки Н. М. Карамзин в «Истории государства Российского» и С. М. Соловьев в «Истории России с древнейших времен».

Не менее лестную оценку дал профессор Петербургского университета, основатель русской индологической школы, трижды посетивший Индию И. П. Минаев: «Тверич Никитин превосходит весьма многих западноевропейских путешественников беспристрастием, наблюдательностью и толковостью. Трезвость, отличающая все его сообщения, и верность наблюдения дают право сравнивать его записки с самыми выдающимися из старинных путешествий». Афанасий Никитин стал, по выражению П. П. Семенова-Тян-Шанского, настоящим праотцом всех российских путешественников-географов.

Родился: 1433 г.

Годы смерти: 1475 г.

Интересные факты из жизни тверского купца и путешественника изложены в этой статье.

Афанасий Никитин интересные факты

1. Афанасий Никитин был первым русским путешественником, который побывал в Персии и Индии. Возвращаясь с этих стран, путешественник посетил Турцию, Сомали и Маскат.

2. Никитин открыл восточные страны за 25 лет до путешествий Васко да Гамы и многих других путешественников.

3. Известные путевые записки Афанасьева «Хождение за три моря», это своенравный справочник, где подробно описан быт, а также политическое устройство стран на Востоке. На Руси данные рукописи были первыми, в которых описывались морские с целью повествования о торговле. Интересно, что автор считал свои записки грехом.

4. Три года путешествий для Афанасия Никитина прошли не зря — он выучил чужеземные языки. В его записках встречаются персидские, арабские и даже тюркские слова.

5. Для ученых до сих пор остается загадкой личная жизнь Никитина. Неизвестно была ли у него жена и дети.

6. Никитин – это вовсе не фамилия путешественника. Тогда фамилий еще не было. Это его отчество, то есть Афанасий, сын Никиты.

7. Он описал Калькутту, Цейлон и Индокитай, которые ранее не были известны.

8. Афанасия Никитин был выходцем из бедной семьи. И главной причиной, по которой он отправился в путешествия – поправить финансовое положение семьи за счет торговли с иностранными купцами.

Афанасий Никитин биография, фото, семья и дети

Афанасий Никитин биография. Афанасий Никитин – известный русский путешественник, купец и писатель. Он вошел в историю как один из первых европейцев, которому удалось совершить длительное путешествие в Персию, Турцию и Индию. Свои удивительные открытия и достижения он описал в книге «Хожение за три моря» – Каспийское, Черное и Аравийское.

Современникам Афанасий Никитин известен как мореплаватель и торговец, купец стал первым из жителей европейских стран, кто побывал в Индии. Путешественник открыл восточную страну за 25 лет до Васко да Гамы и других португальских путешественников. Читайте еще: Фернан Магеллан биография.

В путевых записках «Хождение за три моря» российский путешественник подробно описал быт и политическое устройство восточных стран. Рукописи Афанасия были первыми на Руси, которые описывали морское путешествие не с точки зрения паломничества, а с целью рассказа о торговле. Сам путешественник считал, что его записки – это грех.

Позже, в 19 веке, рассказы Афанасия опубликованы известным историком и писателем Николаем Карамзиным и вошли в «Историю государства Российского».

Детство и юность

О детских годах русского путешественника известно мало, так как биографию Афанасия Никитина начали записывать во время экспедиций купца. Мореплаватель родился в середине 15 века в городе Тверь. Отец путешественника – крестьянин, звали его Никитой. Поэтому «Никитин» – это отчество, а не фамилия.

Больше о семье, как и о юности путешественника, биографам ничего не известно. Афанасий в молодом возрасте стал купцом и успел повидать многие страны, например, Византию и Литву, где путешественник продвигал торговлю. Товар Афанасия пользовался спросом, поэтому нельзя сказать, что юноша жил в бедности.

Экспедиции

Афанасий Никитин, как опытный купец, стремился расширить торговлю в нынешней Астрахани. Мореплаватель получил разрешение тверского князя Михаила Борисовича III, поэтому Никитина рассматривали как тайного дипломата, однако исторические данные не подтверждают эти догадки. Получив поддержку первых государственных лиц, Афанасий Никитин отправился в дальний путь из Твери.

Мореплаватель поплыл через реку Волгу. Первоначально путешественник остановился в городе Клязин и отправился в монастырь. Там он получил благословение у игумена, а также помолился Святой Троице, чтобы путешествие сложилось благополучно. Далее Афанасий Никитин отправился в Углич, оттуда в Кострому, а затем в Плес.

По словам путешественника, маршрут проходил без препятствий, однако в Нижнем Новгороде экспедиция мореплавателя затянулась на две недели, так как там купец должен был встретиться с послом Ширванского государства Хасан-беком. Первоначально Никитин хотел присоединиться к русскому посольству Василия Папина, но тот уже уплыл на юг.

Беда случилась, когда команда Афанасия проплывала мимо Астрахани: мореплавателей настигли татарские разбойники и разграбили корабль, а одно судно и вовсе утонуло.

Дальше потерявшие товар купцы отправились на двух кораблях в город-крепость Дербент.

Путешественники не могли вернуться на родину, так как их ждали долговые обязательства за то, что те не сохранили товар, который был закуплен на государственные деньги в кредит. Некоторые из моряков, у которых хоть что-то осталось дома, возвратились на Русь, остальные люди Никитина разошлись в разные стороны, кто-то остался в Шемахе, некоторые отправились на работу в Баку.

Афанасий Никитин надеялся улучшить материальное положение, поэтому решил отправиться в плавание в сторону юга: из Дербента неунывающий мореплаватель отправился в Персию, а из Персии добрался до оживленного порта Ормуза, который представлял собой пересечение торговых путей: Малой Азии, Индии, Китая и Египта. В рукописях Афанасий Никитин называл этот порт «пристанищем Гурмызьским», знакомый на Руси поставками жемчуга.

Прозорливый торговец в Ормузе узнал, что оттуда поставляют редких жеребцов, которых не разводят в индийской стране, и там они дорого ценятся. Купец приобрел коня и с надеждой сбыть товар по заоблачной цене отправился на евразийский материк в Индию, территория которой хоть и была тогда на картах, но оставалась неизведанной европейцами.

В город Чаул Афанасий Никитин приплыл в 1471 году и прожил в незнакомом государстве три года, однако не возвратился на родину. Русский путешественник детально описал быт и устройство солнечной страны в своих рукописях.

Афанасий удивлялся тому, как индийские жители ходят по улице: женщины и дети гуляли нагими, а у князя были покрыты покрывалом бедра и голова. Но зато чуть ли не у каждого человека были золотые украшения в виде браслетов, что удивляло русского купца. Никитин не понимал, почему индийцы не могут продать драгоценные украшения и купить одежду, чтобы прикрыть наготу.

Также его впечатлило, что население Индии было большое, и почти каждая вторая жительница страны ожидала ребенка.

В Чауле Афанасий не продал жеребца по выгодной цене, поэтому в начале весны мореплаватель отправился в самую глубинку Индии. Купец добрался до северо-западной крепости Джуннар, где встретился с Асад-Ханом, ее хозяином. Наместнику понравился товар Афанасия, однако он возжелал заиметь коня бесплатно и отнял его силой.

В ходе разговора Асад узнал, что русский путешественник исповедует иную религию и обещал вернуть животное с золотом в придачу, если купец примет ислам. Наместник дал Никитину 4 дня на раздумья, в случае отрицательного ответа Асад-Хан пригрозил русскому купцу смертью.

По книге «Хождения за три моря» Афанасия Никитина спас случай: наместнику крепости встретился знакомый старик Мухаммед, перед которым правитель показал милость и отпустил чужеземца, вернув коня. Однако историки спорят до сих пор: принял Афанасий Никитин магометанскую веру или же остался верен православию. Такие сомнения оставил купец из-за оригинальных записок, которые были насыщенны иноземными словами.

Также Никитин удивлялся обычаям Индии и экзотическим животным, в чужеземной стране он впервые увидел змей и обезьян. Путешествие в невиданные края было красочным и ярким, но Афанасий остался недоволен, ведь торговой выгоды купец так и не увидел.

По словам мореплавателя, солнечная страна торговала красками и дешевым перцем – нечего было увезти на родину, чтобы получить прибыль. Индийское пребывание Никитина было интересным, но бедным: продажа единственного коня обошлась купцу в убыток и наложением штрафа.

Личная жизнь

О личной жизни Афанасия Никитина ученым неизвестно, ведь жизнеописание русского мореплавателя составлялось благодаря запискам купца. Были ли у Никитина дети, ждала ли его верная супруга – тоже остается загадкой. Но, судя по рукописям торговца, Афанасий Никитин был целеустремленным и неунывающим человеком, который не боялся трудностей в незнакомой стране. За три года путешествий Афанасий Никитин освоил чужеземные языки, в его дневниках встречались арабские, персидские и тюркские слова.

Нет фотографичных портретов Никитина, до современников дошли только примитивные рисунки. Известно, что купец обладал простой славянской внешностью и носил квадратную бороду.

Смерть

Скитаясь по солнечным странам, Афанасий Никитин жил мечтою вернуться на родину. Мореплаватель собрался в обратный путь и отправился в торговый порт Ормуз, откуда и началось путешествие в Индию. Из Ормуза купец отправился на север через Иран и оказался в Трабзоне, турецком городе. Местные турецкие жители приняли русского мореплавателя за шпиона, поэтому взяли Никитина в плен, отобрав все, что было на судне. Единственное, что осталось у мореплавателя при себе – рукописи.

Афанасия отпустили из ареста, и торговец отправился в Феодосию: там он должен был встретиться с русскими купцами, чтобы занять денег и расквитаться с долгами. Ближе к осени 1474 года купец приехал в феодосийский город Кафу, где провел зиму.

Весной Никитин намеревался отправиться по Днепру в Тверь, но умер в городе Смоленске. Причина гибели Афанасия Никитина остается загадкой, но ученые уверены, что продолжительное путешествие по разным странам с различными климатическими условиями резко ухудшило здоровье мореплавателя.

Записки Никитина были доставлены в Москву купцами, которые сопровождали странника. Дневник Никитина передали советнику князя Ивана III, и в 1480 году рукописи вошли в летопись.

Именем русского мореплавателя были названы улицы и переулки в России, а также набережная в городе Твери. В 1958 году «Мосфильмом» было отснято кино «Хождение за три моря», а в 1955 в Твери поставлен памятник Никитину. Также памятники русскому купцу есть в Кафе и в штате Махараштра.

Афанасий Никитин: интересные факты о путешествии

  • Он впервые увидел материковый мир Индии в Гуджарате.
  • Затем он продолжил свое путешествие по морю от Камбэя до Чаула. Там он исследовал деревни в Махараштре.
  • Никитин путешествовал по мусульманским царствам. Самым мощным из них был Султанат Бахмани.
  • Афанасий был набожным православным христианином и вынужден был сопротивляться нескольким попыткам обратить его в ислам, во время своего пребывания в Индии.
  • Хотя он принял мусульманское имя Ходжа Юсуфа Хорасани и даже постился с мусульманами в месяц Рамзан.
  • Свои заметки автор писал на тюркском языке, чтобы ни кто не смог прочесть его записи.

О книге Афанасия Никитина Хождение за три моря

Путешествие Афанасия Никитина в Индию в конце 1460-х и начале 1470-х годов не было инициировано по чьей-либо просьбе. Это была частная инициатива торговца. Отправляясь на «Ширванскую землю» (Северный Кавказ) с письмами от своего государя, князя Твери, Никитин надеялся присоединиться к каравану московского купца Василия Папина, но не смог встретиться с ним.

В Астрахани караван купцов, с которым был Никитин и другие купцы, был ограблен ногайскими татарами. Афанасий и его спутники обратились за помощью в Дербент к местному правителю и посланнику-москвичу, который прибыл туда ранее, но получил отказ в помощи. «И мы заплакали и рассеялись; те из нас, кто владел чем-то на Руси, уехали на Русь, а те, у кого были долги, шли, куда глаза глядят».

Среди купцов, которые имели долги на Руси путь домой был закрыт страхом банкротства, таким купцом был и Афанасий Никитин. Ему ни чего не оставалось делать, как отправился в странствия искать лучшей доли. Его путь вначале пролегал из Дербента в Баку, а уже оттуда Афанасий отправился в Персию, далее через Хормуз в Индию. Отправляясь в Индию из-за «многих несчастий», Никитин так и не сумел наладить успешную торговлю.

Предмет, который он надеялся продать в Индии, — лошадь, перевозившая его с большим трудом. Животное принесло ему больше беды, чем дивидендов: хан отнял у него лошадь, требуя от Никитина принять исламскую веру, и только помощь персидского торговца, с которым он познакомился, помогла путешественнику из Твери вернуть себе собственность и честь православного верующего.

Никитин, только спустя шесть лет после начала своего путешествия, вернулся на родные земли, не без великого труда и потери здоровья (Тверской купец умер где-то недалеко от Смоленска, так и не доехав до своего родного города Твери). Афанасий вряд ли мог погасить свои долги. Единственными плодами скитаний Никитина были его заметки, которые в полной мере оценили историки, географы и любители приключенческой литературы.

Сохранившиеся заметки, конца пятнадцатого века, «Хождение за три моря», это неофициальный исторический материал, но от этого он не теряет своей ценности и  полезного наполнения. Его заметки во многом помогли русским ученым, дипломатам и торговцам в изучении Азии и налаживании связей, со странами, в которых побывал русский путешественник.

По своей форме, путешествие Никитина, это путевой дневник, отчет о его приключениях и мучения православного верующего, он пишет: «Четыре пасхальных воскресенья уже прошли в мусульманской земле, но я не оставил христианской веры; и Бог знает, что еще может случиться … В Тебя я верю, Боже, спаси меня, Господи! Я не знаю своего пути. Куда я пойду из Индостана?» Позже Никитин отправился обратно к русским землям, найдет и опишет путь «из Индостана», записи его странствий обрываются с его прибытием в Каффу (Феодосия) в Крыму.

При записи своих впечатлений за границей тверской купец, вероятно, надеялся, что его «Путешествие» в один прекрасный день будет прочитано его соотечественниками на Руси.

Тверской купец не понимал всего, что видел в странствиях. Как и большинство людей, которые оказались за границей, он удивлялся и пугался необычным традициям и странным местным обычаям. Определенное легковерие проявляется в его рассказах о «повелителе обезьян», у которого есть своя армия, которую он использует против своих врагов.

Индия, которую видел Никитин, была далекой страной с особыми пейзажами и своеобразными обычаями, хотя устройство политическое и экономическое было таким же, как и на других землях, с которыми русский путешественник был знаком: «Земля очень густонаселенная; соотечественники очень бедны, но бояре богаты и живут в роскоши».

Никитин прекрасно понимал разницу между завоевателями-мусульманами и коренным населением — народом Индостана. Он также заметил, что мусульманский правитель «едет на мужчинах», хотя «у него много слонов и прекрасных лошадей», и «народ Индостана идет пешком … и все голые и босые».

Иностранец Никитин, не имеющий прав, не без гордости отмечает, что индейцы, которые знали, что он не мусульманин, тщательно скрывали свою повседневную жизнь от других мусульман, «не скрывали от меня, когда ели, торговали, молились, или делали что-то еще, не скрывали своих жен»

Афанасий страдал от одиночества. Тема тоски по своей стране, пожалуй, является центральной в записях. Ностальгия по родине присутствует в строках Никитина о том, что нет другой земли, кроме России. Читайте еще: Суворов Александр Васильевич биография.

Написанные заметки Афанасия Никитина «Хождение за три моря» — одно из самых значительных произведений Древней Руси. Благодаря очеркам путешественника, современники знают, кто такой Афанасий Никитин и могут оценить его личность в истории.

Большой труд, книга «Хождение за три моря», через века передает все эмоциональные переживания приключений автора, эта рукопись обладала новыми чертами в древнерусской литературе и не характерными для 15-го века. Афанасий Никитин — сильная и интересная личность, вошедшая во все мировые справочники и историю путешествий.

Никитин Афанасий | Encyclopedia.com

Гейл

просмотров обновлено

Известный русский купец и автобиограф; точные даты рождения и смерти неизвестны.

Афанасий Никитин был русским купцом из Твери, который оставил дневник своих путешествий в Иран и Индию в течение четырехлетнего периода между 1466 и 1475 годами. его долгое путешествие. Под заголовком Путешествие за три моря, Путевая записка Афанасия представляет большой интерес как для историков, изучающих взаимоотношения средневековых русских с мусульманским Востоком, так и вообще как одно из первых автобиографических описаний в литературе. Она неоднократно издавалась на русском языке с аннотациями и переводилась на многие языки.

В записях Афанасия описано, как он покинул Тверь, намереваясь присоединиться к торговой экспедиции, направлявшейся в кавказское княжество Ширван. По дороге его отряд был ограблен. Он был спасен ширванским шахом, но, несмотря на большой риск, решил продолжить путь в Дербент, на знакомый ему базар, а затем в Баку, а не возвращаться в Тверь с пустыми руками. Затем он пересек Каспийское море, продолжил свое путешествие по Ирану, а затем пересек Индийский океан до Декана. После осмотра рынков, таможни и дворов империй Бахмани и Виджаянагар он вернулся в Россию, пересек Черное море. Где-то в районе Смоленска он встретил безвременную смерть. Купцы принесли его записи Василию Мамыреву, секретарю великого князя Ивана III Московского. Львовский летописец сообщает, что он получил записи Афанасия в 1475 г. и включил их в свою летопись, но никаких дальнейших сведений о путешественнике найти не смог.

Первые историки, изучившие его записи, увидели в Афанасии отважного исследователя и патриота. Однако, рассматривая это путешествие с коммерческой точки зрения, историк Джанет Мартин заключает, что, хотя Афанасий действительно путешествовал дальше, чем другие русские путешественники его эпохи, и посещал места, которых они не посещали, его заметки раскрывают его как осторожного, даже консервативного купца. дискретных, ограниченных решений продолжить свое путешествие на основе информации о рынках, переданной торговцами, которых он встретил. Первоначально он планировал воспользоваться затишьем в военных действиях между Московией и Большой Ордой, чтобы доставить меха на Кавказ и в низовья Волги, что имело хорошие перспективы для получения высокой прибыли. Его путешествие в Иран проходило по хорошо налаженному торговому маршруту с длительными остановками в городах, известных своими базарами. Афанасий указывает, что его решение продолжить путь в Индию было основано на информации от мусульманских купцов, которых он встретил в Иране. Его заметки об Индии, незнакомом русским купцам рынке, содержат самые подробные сведения о товарах и рынках, а также советы по поиску убежища и предостережения о высоких таможенных пошлинах, взимаемых с христиан, и о принуждении к обращению в ислам. Эта информация была бы очень полезна для торговцев, рассматривающих такое предприятие. Только когда он пришел к выводу, что дальнейшее путешествие не принесет новых возможностей для торговли, он решил вернуться в Россию.

Длинные отрывки на креолизованном арабском языке, содержащие молитвы и выражение опасений по поводу неспособности путешественника исповедовать христианство в Индии, породили множество гипотез. Николай Трубецкой охарактеризовал записки Афанасия как лирическую повесть о убежденном православном христианине, страдавшем от религиозной изоляции, но сохранившем веру своей родины; иностранные термины и словосочетания придавали повествованию местный колорит, формируя его неповторимую художественную структуру, скрывая при этом самые сокровенные мысли путешественника от всех, кроме горстки читателей. Другие сомневались в вере Афанасия. Юрий Завадовский отметил обширные знания Афанасия мусульманских молитв и требований для обращения в ислам. Отчеты Афанасия о его собственном поведении навели историка Гейл Ленхофф на мысль, что он был социальным новообращенным в ислам. Это решение о переходе, по-видимому, изначально было продиктовано коммерческими интересами, поскольку мусульмане не должны были платить налоги или таможенные пошлины и могли более свободно торговать на рынках Декана. Его обращение обязывало его молиться на арабском языке и публично соблюдать мусульманские обычаи. Возрастающая доля арабских молитв в автобиографии и наличие заключительной благодарственной молитвы Аллаху за пережитую бурю, произнесенной им при приближении к христианской земле и должным образом зафиксированной в дневнике, могли свидетельствовать о том, что к концу пути Афанасий усвоил мусульманская вера.

См. также: внешняя торговля; ислам; торговцы

Ленхофф, Гейл и Мартин, Джанет. (1989). «Коммерческий и культурный контекст путешествия Афанасия Никитина за три моря». Jahrbücher für Geschichte Osteuropas 37 (3): 321–344.

Майор, Ричард Х., изд. (1857 г.). «Путешествие Афанасия Никитина», тр. Михаил Михайлович Виэльгорский. В году Индия в пятнадцатом веке. Общество Хаклюйт, сер. 1. том 22. Лондон: Общество Хаклюйт.

Мартин, Джанет. (1985). «Московские бродячие купцы: торговля с мусульманским Востоком (пятнадцатый и шестнадцатый века)». Исследования Центральной Азии 4(3):21–38.

Трубецкой Николай Сергеевич (1978). «Путешествие Афанасия Никитина за три моря как литературное произведение». В чтениях по русской поэтике: формалистские и структуралистские взгляды, изд. Ладислав Матейка и Кристина Поморская. Анн-Арбор: славянские публикации Мичиганского университета.

Гейл Ленхофф

Энциклопедия истории России

Подробнее Из encyclopedia.com

Ибн Батута , Ибн Батута Ибн Батута (Ĭ´bən bätōō´tä), 1304?–1378?, Мусульманский путешественник, р. Танжер. Известно, что ни один другой средневековый путешественник не путешествовал так далеко… Мусульмане, мусульмане МУСУЛЬМАНЕ На протяжении многих десятилетий ведутся непрекращающиеся споры о путях проникновения ислама в индийскую цивилизацию и культуру. Ти… Аллах, Аллах Слово «Аллах» происходит от арабского языка и означает просто Бог. Поскольку оно впервые получило валюту как имя божества в Кура… Эритрея, НАСЕЛЕНИЕ 4 465 651 человек МУСУЛЬМАНИСТ-СУННИТ 50 процентов ПРАВОСЛАВНОЕ ХРИСТИАНСТВО (TEWAHDO) 40 процент ВОСТОЧНЫХ КАТОЛИЧЕСКИХ (ВОСТОЧНЫЙ ОБряд) И РИМСКИХ КАТОЛИЧЕСКИХ 5,5 процентов П… Мохаммед Али Джинна, Джинна, Мохаммед Али Джинна, Мохаммед Али 1876-1819 гг.48 Мухаммед Али Джинна родился в 1876 году в Карачи, тогда небольшом портовом городке на западном побережье Б… Расширение Распространение ислама исторически охватывает два явления. Во-первых, это экспансия исламских государств, то есть государств, правящая элита которых состояла из…

Об этой статье

Updated О encyclopedia.com content Распечатать статью

You Might Like
БЛИЖАЙШИЕ ТЕРМИНЫ Александр Васильевич 1804-1877

Nikitas, Derek 1974-

Nikita Minov Nikon

Nikishina, Svetlana (1958–)

Nikiprowetzky, Tolia

Nikephoros Kallistos

Nikephoros

Nikel, Lea

Nike: The Fashion of Sports

Nikambe, Шевантибай М. (1865 г.р.)

Никах

Нидзюси-рю

Неймегенский синдром поломки

Ниджар, Роб, Б.А. (Ванкувер-Кингсуэй)

Нижинский, Вацлав Фомич

Nijinsky, Vaclav

Nijinsky

Nijinska, Romola (1891–1978)

Nijinska, Bronislava (1891–1972)

9 сай

Ниими Токухидэ

Никитин Афанасий

Никитин Сергей Николаевич

Никитин Виктор

Никитина Алиса (1909–1978, Давид)

2

20003

Nikken Global Inc.

Nikki, дикая собака North

Nikkō

Nikkyo Niwano

Niklas luhmann

Niklas, Карл J (Oseph)

Nikлед

Nikodememodem. Святой Горы

Никола Элен Кнез (1765–1842)

Никола-Лиза В. 1951-

Николаев Виктор Арсеньевич

Николаева Клавдия (1893–1944)

19003 9000,72–)

Nikolai (Kasatkin), Père

Nikolai Gogol

Nikolai Ivanovich Lobachevsky

Nikolai Nikolaevich Luzin

Nikolais, Alwin

Nikolais, Alwin3

. Русский землепроходец и писатель

В русской литературе: Произведения, отражающие могущество Москвы

…За три моря») купец Афанасий Никитин описывает свои путешествия в Индию и Персию в 1466–1472 гг. Однако самое поразительное в этом периоде то, чего не произошло: Россия не пережила Ренессанса и оказалась в полной изоляции от Запада. Ничего похожего на западную светскую литературу, философию или науку…

Подробнее

«,»url»:»Введение»,»wordCount»:0,»sequence»:1},»imarsData»:{«INFINITE_SCROLL»:»»,»HAS_REVERTED_TIMELINE»:»false»}, «npsAdditionalContents»:{},»templateHandler»:{«name»:»INDEX»},»paginationInfo»:{«previousPage»:null,»nextPage»:null,»totalPages»:1},»uaTemplate»:» ИНДЕКС»,»infiniteScrollList»:[{«p»:1,»t»:415224}],»familyPanel»:{«topicInfo»:{«id»:415224,»title»:»Афанасий Никитин»,»url «:»https://www.britannica.com/biography/Afanasy-Nikitin»,»description»:»Русская литература: Произведения, отражающие власть Московской: …За тремя морями») купец Афанасий Никитин описывает свое путешествие в Индию и Персия в 1466–1472 гг. Однако самое поразительное в этом периоде то, чего не произошло: Россия не пережила Ренессанса и оказалась в полной изоляции от Запада. Ничего похожего на западную светскую литературу, философию или науку,…»,»type»:»ТЕМА»,»titleText»:»Афанасий Никитин»,»metaDescription»:»Другие статьи, где обсуждается Афанасий Никитин: Русская литература: Произведения, отражающие Московская держава: …за три моря») купец Афанасий Никитин описывает свои путешествия в Индию и Персию в 1466–1472 гг. Однако самое поразительное в этом периоде то, чего не произошло: Россия не пережила Ренессанса и оказалась в полной изоляции от Запада. Ничего похожего на западную светскую литературу, философию или науку,…»,»identifierHtml»:»Русский исследователь и автор»,»identifierText»:»Русский исследователь и автор»,»topicClass»:»биография»,»topicKey»:» Афанасий-Никитин»,»articleContentType»:»ИНДЕКС»,»ppTecType»:»ЛЮДИ»,»gaTemplate»:»ИНДЕКС»,»topicType»:»ИНДЕКС»,»relativeUrl»:»/biography/Афанасий-Никитин», «assemblyLinkPrefix»:»/media/1/415224/»},»topicLink»:{«title»:»Афанасий Никитин»,»url»:»https://www. britannica.com/biography/Afanasy-Nikitin» },»tocPanel»:{«title»:»Directory»,»itemTitle»:»Ссылки»,»toc»:null},»groups»:[]},»byline»:{«contributors»:null,» allContributorsUrl»:null,»lastModificationDate»:null,»contentHistoryUrl»:null,»warningMessage»:null,»warningDescription»:null,»contributorNames»:»NULL»},»citationInfo»:{«contributors»:null,» title»:»Афанасий Никитин»,»lastModification»:null,»url»:»https://www.britannica.com/biography/Afanasy-Nikitin»},»websites»:null,»freeTopicReason»:»TOPIC_IS_INDEX_PAGE» ,»topicCollectionLinks»:[],»a rticleSchemaMarkup»:{«browserTitle»:null,»imageUrl»:null,»authors»:null,»keywords»:»Афанасий Никитин»,»wordcount»:0,»url»:»https://www.britannica. com/biography/Афанасий-Никитин»,»Дата создания»:null,»Дата модификации»:null,»description»:»Другие статьи, где обсуждается Афанасий Никитин: Русская литература: Произведения, отражающие московскую власть: …За три моря») купец , Афанасий Никитин описывает свои путешествия в Индию и Персию в 1466–1472 гг. Однако самое поразительное в этом периоде то, чего не произошло: Россия не пережила Ренессанса и оказалась в полной изоляции от Запада.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *