Методики диагностики познавательной сферы дошкольников
Диагностика познавательного развития детей дошкольного возраста является важной задачей психолога. Для этого используется ряд специальных методик:
- Тест Керна-Йерасека — комплексная методика, оценивающая общий уровень развития, мелкую моторику, пространственное восприятие, координацию движений.
- Методика «Домик» (Н.И. Гуткина) — позволяет определить уровень развития произвольного внимания и пространственного восприятия.
- Методика «Графический диктант» Д.Б. Эльконина — диагностирует умение действовать по словесной инструкции, самоконтроль.
- Методика «10 слов» А.Р. Лурии — исследует объем кратковременной слуховой памяти.
- Методика «Последовательность событий» — оценивает уровень развития логического мышления, речи.
Диагностика эмоционально-волевой сферы дошкольников
Для изучения эмоционального состояния и личностных особенностей детей 6-7 лет применяются следующие методики:
- Тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен) — выявляет уровень тревожности ребенка.
- Методика «Лесенка» — исследует самооценку дошкольника.
- Тест Люшера (модификация Л.А. Венгера) — позволяет оценить эмоциональное состояние ребенка.
- Методика «Кактус» М.А. Панфиловой — выявляет состояние эмоциональной сферы, наличие агрессивности.
- Методика «Рисунок человека» — предоставляет информацию об интеллектуальном развитии и личностных особенностях.
Методики диагностики межличностных отношений дошкольников
Для изучения социального развития детей и их взаимоотношений со сверстниками используются:
- Социометрическая методика «Капитан корабля» — позволяет выявить социометрический статус ребенка в группе.
- Методика «Два домика» — исследует особенности взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми.
- Методика Рене Жиля — изучает социальную приспособленность ребенка и его взаимоотношения с окружающими.
- Методика «Секрет» Т.А. Репиной — выявляет положение ребенка в системе межличностных отношений.
- Цветовой тест отношений А.М. Эткинда (модификация) — диагностирует эмоциональные компоненты отношений.
Комплексные методики диагностики готовности к школе
Для всесторонней оценки готовности ребенка к школьному обучению применяются комплексные диагностические программы:
- Методика определения готовности к школе Л.А. Ясюковой — включает оценку познавательных процессов, личностных особенностей, речевого развития.
- Диагностическая программа Н.И. Гуткиной — исследует уровень развития познавательных процессов, произвольности, мотивационной готовности.
- Ориентировочный тест школьной зрелости Керна-Йерасека — позволяет оценить общий уровень психического развития.
- Методика Е.А. Стребелевой — комплексно диагностирует уровень познавательного развития детей.
- Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения Н. Семаго, М. Семаго — оценивает сформированность предпосылок к учебной деятельности.
Диагностика мотивационной готовности к школе
Мотивационная готовность является важным компонентом школьной зрелости. Для ее оценки используются следующие методики:
- Методика «Беседа о школе» Т.А. Нежновой — выявляет наличие внутренней позиции школьника.
- Методика «Определение мотивов учения» М.Р. Гинзбурга — диагностирует преобладающий мотив учения.
- Методика «Внутренняя позиция школьника» Н.И. Гуткиной — определяет наличие познавательной или игровой мотивации.
- Анкета «Оценка уровня школьной мотивации» Н.Г. Лускановой — позволяет оценить отношение ребенка к школе.
- Проективная методика «Школа зверей» — исследует мотивационную готовность в игровой форме.
Диагностика речевого развития дошкольников
Оценка уровня речевого развития — важная составляющая комплексной диагностики готовности к школе. Для этого применяются:
- Методика обследования связной речи В.П. Глухова — оценивает умение составлять связный рассказ.
- Методика «Последовательность событий» А.Н. Бернштейна — диагностирует умение устанавливать причинно-следственные связи.
- Методика исследования словарного запаса детей И.А. Смирновой — позволяет оценить объем активного и пассивного словаря.
- Тест речевого развития Т.А. Фотековой — комплексно оценивает все стороны устной речи.
- Методика изучения грамматического строя речи Т.П. Бессоновой — выявляет уровень сформированности грамматических категорий.
Диагностика произвольности у дошкольников
Произвольность психических процессов — важный показатель готовности к школе. Для ее оценки используют:
- Методика «Да и нет» Н.И. Гуткиной — оценивает умение действовать по правилу.
- Тест «Корректурная проба» — исследует устойчивость и концентрацию произвольного внимания.
- Методика «Запрещенные слова» — диагностирует произвольность речи.
- Методика «Графический диктант» Д.Б. Эльконина — оценивает умение действовать по инструкции.
- Методика «Хитрая лиса» — позволяет оценить произвольность двигательной активности.
Диагностика интеллектуального развития детей 6-7 лет
Для оценки уровня интеллектуального развития старших дошкольников применяются следующие методики:
- Тест Векслера (детский вариант) — позволяет определить вербальный, невербальный и общий интеллект.
- Цветные прогрессивные матрицы Равена — оценивают уровень наглядно-образного мышления.
- Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей (МЭДИС) — исследует основные компоненты интеллекта.
- Тест Гудинаф-Харриса «Нарисуй человека» — позволяет оценить общий уровень умственного развития.
- Методика «Четвертый лишний» — диагностирует уровень развития логического мышления, операции обобщения и классификации.
Проективные методики в диагностике дошкольников
Проективные методики позволяют получить ценную информацию об эмоциональном состоянии и личностных особенностях ребенка. К ним относятся:
- Рисуночный тест «Дом-Дерево-Человек» — дает представление о личностных чертах и межличностных отношениях.
- Методика «Рисунок семьи» — позволяет выявить особенности внутрисемейных отношений.
- Тест «Несуществующее животное» — предоставляет информацию об особенностях личности ребенка.
- Методика «Кактус» М.А. Панфиловой — выявляет состояние эмоциональной сферы.
- Цветовой тест Люшера — позволяет оценить эмоциональное состояние и личностные характеристики.
Использование комплекса данных методик позволяет получить всестороннюю информацию об уровне психологической готовности ребенка к школьному обучению и выявить возможные проблемные зоны. На основе результатов диагностики разрабатываются рекомендации по развитию и коррекции необходимых навыков и качеств.