Психологическая диагностика детей дошкольного возраста: методики и тесты

Какие методики используются для диагностики психологической готовности детей к школе. Как оценить уровень развития познавательных процессов дошкольника. Какие тесты применяют для изучения эмоциональной сферы и межличностных отношений детей 6-7 лет. Обзор ключевых диагностических методик для дошкольников.

Методики диагностики познавательной сферы дошкольников

Диагностика познавательного развития детей дошкольного возраста является важной задачей психолога. Для этого используется ряд специальных методик:

  • Тест Керна-Йерасека — комплексная методика, оценивающая общий уровень развития, мелкую моторику, пространственное восприятие, координацию движений.
  • Методика «Домик» (Н.И. Гуткина) — позволяет определить уровень развития произвольного внимания и пространственного восприятия.
  • Методика «Графический диктант» Д.Б. Эльконина — диагностирует умение действовать по словесной инструкции, самоконтроль.
  • Методика «10 слов» А.Р. Лурии — исследует объем кратковременной слуховой памяти.
  • Методика «Последовательность событий» — оценивает уровень развития логического мышления, речи.

Диагностика эмоционально-волевой сферы дошкольников

Для изучения эмоционального состояния и личностных особенностей детей 6-7 лет применяются следующие методики:


  • Тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен) — выявляет уровень тревожности ребенка.
  • Методика «Лесенка» — исследует самооценку дошкольника.
  • Тест Люшера (модификация Л.А. Венгера) — позволяет оценить эмоциональное состояние ребенка.
  • Методика «Кактус» М.А. Панфиловой — выявляет состояние эмоциональной сферы, наличие агрессивности.
  • Методика «Рисунок человека» — предоставляет информацию об интеллектуальном развитии и личностных особенностях.

Методики диагностики межличностных отношений дошкольников

Для изучения социального развития детей и их взаимоотношений со сверстниками используются:

  • Социометрическая методика «Капитан корабля» — позволяет выявить социометрический статус ребенка в группе.
  • Методика «Два домика» — исследует особенности взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми.
  • Методика Рене Жиля — изучает социальную приспособленность ребенка и его взаимоотношения с окружающими.
  • Методика «Секрет» Т.А. Репиной — выявляет положение ребенка в системе межличностных отношений.
  • Цветовой тест отношений А.М. Эткинда (модификация) — диагностирует эмоциональные компоненты отношений.

Комплексные методики диагностики готовности к школе

Для всесторонней оценки готовности ребенка к школьному обучению применяются комплексные диагностические программы:


  • Методика определения готовности к школе Л.А. Ясюковой — включает оценку познавательных процессов, личностных особенностей, речевого развития.
  • Диагностическая программа Н.И. Гуткиной — исследует уровень развития познавательных процессов, произвольности, мотивационной готовности.
  • Ориентировочный тест школьной зрелости Керна-Йерасека — позволяет оценить общий уровень психического развития.
  • Методика Е.А. Стребелевой — комплексно диагностирует уровень познавательного развития детей.
  • Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения Н. Семаго, М. Семаго — оценивает сформированность предпосылок к учебной деятельности.

Диагностика мотивационной готовности к школе

Мотивационная готовность является важным компонентом школьной зрелости. Для ее оценки используются следующие методики:

  • Методика «Беседа о школе» Т.А. Нежновой — выявляет наличие внутренней позиции школьника.
  • Методика «Определение мотивов учения» М.Р. Гинзбурга — диагностирует преобладающий мотив учения.
  • Методика «Внутренняя позиция школьника» Н.И. Гуткиной — определяет наличие познавательной или игровой мотивации.
  • Анкета «Оценка уровня школьной мотивации» Н.Г. Лускановой — позволяет оценить отношение ребенка к школе.
  • Проективная методика «Школа зверей» — исследует мотивационную готовность в игровой форме.

Диагностика речевого развития дошкольников

Оценка уровня речевого развития — важная составляющая комплексной диагностики готовности к школе. Для этого применяются:


  • Методика обследования связной речи В.П. Глухова — оценивает умение составлять связный рассказ.
  • Методика «Последовательность событий» А.Н. Бернштейна — диагностирует умение устанавливать причинно-следственные связи.
  • Методика исследования словарного запаса детей И.А. Смирновой — позволяет оценить объем активного и пассивного словаря.
  • Тест речевого развития Т.А. Фотековой — комплексно оценивает все стороны устной речи.
  • Методика изучения грамматического строя речи Т.П. Бессоновой — выявляет уровень сформированности грамматических категорий.

Диагностика произвольности у дошкольников

Произвольность психических процессов — важный показатель готовности к школе. Для ее оценки используют:

  • Методика «Да и нет» Н.И. Гуткиной — оценивает умение действовать по правилу.
  • Тест «Корректурная проба» — исследует устойчивость и концентрацию произвольного внимания.
  • Методика «Запрещенные слова» — диагностирует произвольность речи.
  • Методика «Графический диктант» Д.Б. Эльконина — оценивает умение действовать по инструкции.
  • Методика «Хитрая лиса» — позволяет оценить произвольность двигательной активности.

Диагностика интеллектуального развития детей 6-7 лет

Для оценки уровня интеллектуального развития старших дошкольников применяются следующие методики:


  • Тест Векслера (детский вариант) — позволяет определить вербальный, невербальный и общий интеллект.
  • Цветные прогрессивные матрицы Равена — оценивают уровень наглядно-образного мышления.
  • Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей (МЭДИС) — исследует основные компоненты интеллекта.
  • Тест Гудинаф-Харриса «Нарисуй человека» — позволяет оценить общий уровень умственного развития.
  • Методика «Четвертый лишний» — диагностирует уровень развития логического мышления, операции обобщения и классификации.

Проективные методики в диагностике дошкольников

Проективные методики позволяют получить ценную информацию об эмоциональном состоянии и личностных особенностях ребенка. К ним относятся:

  • Рисуночный тест «Дом-Дерево-Человек» — дает представление о личностных чертах и межличностных отношениях.
  • Методика «Рисунок семьи» — позволяет выявить особенности внутрисемейных отношений.
  • Тест «Несуществующее животное» — предоставляет информацию об особенностях личности ребенка.
  • Методика «Кактус» М.А. Панфиловой — выявляет состояние эмоциональной сферы.
  • Цветовой тест Люшера — позволяет оценить эмоциональное состояние и личностные характеристики.

Использование комплекса данных методик позволяет получить всестороннюю информацию об уровне психологической готовности ребенка к школьному обучению и выявить возможные проблемные зоны. На основе результатов диагностики разрабатываются рекомендации по развитию и коррекции необходимых навыков и качеств.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *